Баланс украинского рынка битумов в январе-августе составил 370,7 тыс. т. Это на 16% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года (441,8 тыс. т). Об этом сообщили в “Консалтинговой группе “А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Снижение рынка произошло за счет импортных поставок продукта. Так, за отчетный период в Украину было ввезено 251,6 тыс. т против 353,6 тыс. т в январе-августе прошлого года. При этом отечественное производство продукта за указанный период выросло на 34,5% до 120,4 тыс. т, из них 117,4 тыс. т приходится на “Укртатнафту” (Кременчугский НПЗ). По сравнению с январем-августом 2018 г. завод нарастил производство на 37%.
Основным поставщиком битума на украинский рынок за восемь месяцев стала Беларусь, которая отправила в Украину 182,9 тыс. т ресурса. За тот же период Польша поставила 21,1 тыс. т, Литва – 7,1 тыс. т. Из России было импортировано 6,8 тыс. т продукта. Поставки российского битума остановились почти сразу после принятия 18 апреля 2019 г. правительством РФ решения о введении санкций. При этом сами санкции, предусматривающие запрет на экспорт битума в Украину, вступили в силу с 1 июня.
В “А-95” сообщили, что в августе по сравнению с августом 2018 г. импорт битума сократился на 27% до 63,7 тыс. т. По итогам августа крупнейшими импортерами битумов в Украину стали компании “Кантарелл Украина” (20,4 тыс. т) и “Альянс Энерго Трейд” (13,7 тыс. т). 8,5 тыс. т импортировала компания “Битекс”, 1,4 тыс. т – “Днипротраснафта”.
По мнению директора “Консалтинговой группы А-95” Сергея Куюна, причиной снижения поставок ресурса в Украину является неритмичность госфинансирования дорожных работ, связанных в первую очередь с избирательными процессами в Украине. “Роль сыграли субъективные факторы, главным образом – выборы. Ритмичность строительства и ремонта дорог часто зависит от местных властей, которые начали меняться. Подвержен потрясениям и Кабинет министров. По этим причинам начались перебои с финансированием и, как следствие, снижение поставок битума”, – заявил эксперт.
Объем рынка битумов в 2018 г. достиг рекордного показателя за последние десять лет и составил 695,5 тыс. т. Это на 1,2% больше, чем в предыдущем году.
Объем рынка битума зависит от размера государственного финансирования программ строительства и ремонта дорог. В 2020 г. финансирование дорожного фонда предусмотрено на уровне 74,4 млрд. грн.
В апреле торговлей битума начала заниматься группа компаний Wexler – крупнейший импортер дизельного топлива в Украину. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)