Импортеры снова жалуются на искусственное затягивание таможенных процедур при оформлении масел региональными таможнями. Соответствующие жалобы поступили сразу от нескольких поставщиков, столкнувшихся с похожими проблемами на разных таможенных постах.
Суть претензий сводится к тому, что таможенные инспекторы, поочередно используя все доступные им по Таможенному кодексу механизмы контроля, пытаются максимально затянуть процедуру оформления груза. Эта процедура в ряде случаев растягивается на 45 дней, из-за чего импортер вынужден нести убытки за сверхнормативное использование вагонов, уплачивать станционные платежи, услуги экспертиз и в конечном итоге штрафы за несвоевременную поставку груза своему контрагенту.
“Используя вполне законные методы – предусмотренные Таможенным кодексом процедуры, – инспектор может затягивать оформление товара на месяцы, просто перебирая их поочередно. После уплаты предусмотренных платежей инспектор, например, решает провести “таможенный осмотр”, затем “цифровую съемку”, далее “взвешивание товара”, затем “отбор проб” и так далее по цепочке, пока импортер не станет более сговорчивым”, – сетует один из импортеров на условиях анонимности.
“На каждую процедуру инспектора нужно физически забрать с офиса и привести на станцию, для взвешивания вагон-цистерны необходимо организовать маневровые работы тепловоза для постановки вагона на железнодорожные весы. Для отбора проб опять маневровые работы с подачей вагонов уже на обесточенный путь, плюс такая мелочь, как предоставить пробоотборник, специальную тару, стальные ж/д пломбы, найти человека, который полезет на цистерну для отбора образцов, упаковать пробы, опять-таки привезти инспектора и оплатить отправку посылки в лабораторию”, – описывает процедуру глава одной из компаний-импортеров.
По его словам, единственная цель действий таможенного инструктора – заставить импортера дать взятку за “ускорение” этих процедур.
В некоторых случаях после физического осмотра груза, который можешь занять примерно одну неделю, таможенные инспекторы прибегают к так называемому механизму “определения таможенной стоимости”. “Инспектор присылает типовой запрос предоставить дополнительные документы, подтверждающие таможенную стоимость: “прайсы”, биржевые котировки, справки ГВИ (Госвнешинформ), инвойсы с завода и так далее. После получения всех этих документов у таможни есть 10 дней на то, чтобы подумать над ценой груза”, – описывает импортер ситуацию, с которой столкнулся на Харьковской таможне.
В итоге после этих процедур таможенный инспектор имеет возможность отказать в оформлении на основании “невозможности определить код УКТ ВЭД”.
“Если импортер оказался твердолобым и за две недели так и не понял намеков, не пришел “решать вопрос”, таможня выдает “козырь” – карточку отказа в таможенном оформлении, на основании невозможности определить код товара, предлагая оформить товар как тяжелый либо средний дистиллят (ДТ/бензин), оплатив максимально возможный акциз по ставке EUR213,5/тыс. л. Это плюс 400 тыс. грн. на одном вагоне”, – заявил один из импортеров, столкнувшийся с подобной проблемой на Черниговской таможне.
С искусственным затягиванием процедуры оформления груза сталкиваются не только импортеры масел на региональных таможнях, но и поставщики сжиженного газа и светлых нефтепродуктов в системе Энергетической таможни ГФС.
Накануне компания Skywalk Trading публично призвала главу Государственной таможенной службы Максима Нефьодова инициировать изменения в Таможенный кодекс с целью ужесточения сроков для отбора проб и их анализа, а также других процедур контроля. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)