Химия Украины и мира

Мир: Развитие глобального рынка сжиженного газа (СПГ) в условиях неопределенности

Конкуренция на рынке СПГ обостряется. Какие факторы влияют на расклад сил и какие проблемы нужно решить России, рассуждает Наталия Лебедева, к. э. н., старший преподаватель кафедры “Экономика организаций” Финансового университета при правительстве РФ.

На протяжении многих десятилетий рынок нефти и нефтепродуктов занимает главенствующие положение в объемах потребления ТЭК в мире. Нефтяной рынок стал глобальным по многим причинам: ввиду развитости инфраструктуры, быстроты и мобильности доставки, наличия танкерного флота любой тоннажности, наличия системы перевалки и хранения грузов практически повсеместно.

Но на сегодняшний день отчетливо виден конкурент: сжиженный природный газ. Рынок СПГ постепенно наращивает мощь производства и также может стать глобальным в ближайшее время. Вводятся в эксплуатацию новые заводы, реализуются инвестиционные проекты, которые затрагивают Downstream и Upstream – инфраструктуру СПГ, строятся плавучие терминалы, позволяющие оперативно доставить газ в любые регионы без привязки к трубе. Все это говорит о возрастающей конкуренции между этими рынками. Чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно уметь правильно выделять ключевые этапы развития в условиях неопределенности.

Основной неопределенностью для рынка СПГ является направление развития спроса и предложения и их соотношение. На сегодняшний день факторы, которые могут повлиять на спрос и предложения, практически невозможно предсказать. Так, например, всплеск потребления СПГ в Китае произошел отнюдь не по объективным экономическим причинам – росту промышленного производства или банальной экономической выгоде, а ввиду принятия в Китае ряда законов, направленных на сокращение потребления угля. Таким образом, СПГ в Китае стал заместителем угольной генерации.

География возникновения спроса также может стать не предсказуемой. Так, Польша, которая является на сегодняшний день проамерикански настроенной страной, покупает американский СПГ. Еще недавно невозможно было представить Польшу в числе СПГ-потребителей, ведь по территории Польши проходит российский трубный газ, который как минимум в 2,5 раза дешевле. Опять же, ситуация может резко измениться с приходом к власти в Польше пророссийски настроенных политиков.

Неопределенность с кредитным рейтингом стран также может повлиять на соотношение спроса и предложений и соответственно на цену. Большие объемы дополнительного нового спроса ожидаются со стороны новых стран-импортеров, таких как Пакистан, Бангладеш, Таиланд. При этом неопределенностью для поставщиков может стать вопрос кредитного рейтинга. Возможность заключения долгосрочных контрактов, проработки инвестиционных проектов с этими странами может быть только после подтверждения надежности их банковской системы и соответственно подтверждения платежеспособности.

Россия стремиться занять лидирующие позиции на мировом рынке СПГ, у нее есть все шансы. Большое количество заявленных проектов, включая арктические, требуют уделить огромное внимание развитию инфраструктуры СПГ: строительству терминалов в портах, изготовлению танк-контейнеров для перевозки СПГ, строительству специальных газовозов, способных перевозить СПГ по воде. Без развития нефтегазового машиностроения осилить эти проекты будет довольно сложно. Машиностроители, в свою очередь, сталкиваются с рядом проблем. Например, завод-производитель танк-контейнеров для перевозки СПГ по воде, чтобы выпускать данный вид продукции, должен получить сертификат о включении в морской регистр. Получение этого сертификата на практике занимает от 6 месяцев до года. Соответственно СПГ в настоящий момент просто не в чем перевозить, на рынке уже сейчас имеется дефицит этих контейнеров.

Одной из ветвей развития СПГ направления в России может стать развитие производства плавучих регазификационных терминалов (FSRU). Это завод по производству СПГ, только размещенный на судне. Он позволяет обеспечить быстрый доступ к топливу. Весь мировой флот насчитывает 20 подобных судов-заводов. Преимущества такого плавучего завода в том, что его можно ввести в эксплуатацию за год, наземный терминал строится 5 лет. И, конечно же, плавучий завод в разы дешевле, его стоимость составляет примерно $300 млн. по сравнению со стоимостью в $1 млрд. стационарного завода. К сожалению, планы по строительству FSRU не заложены в энергетическую стратегию развития России до 2030 г., что создает серьезный риск отставания в таких технологиях. (nangs.org/Химия Украины и мира)

Exit mobile version