Исследования, регулярно проводимые контролирующими структурами и общественными организациями, свидетельствуют, что на значительной части российских АЗС практикуется недолив горючего, а доля некондиционного топлива по-прежнему высока. В последнее время для борьбы с этими вечными проблемами государством стали предприниматься более решительные меры. И если проблема недолива, по мнению экспертов, может быть нивелирована относительно просто, то справиться с контрафактом будет гораздо сложнее.
Несмотря на разные оценки масштабов этих явлений, аналитики сходятся во мнении, что основная масса нарушений происходит на заправках, не относящихся к масштабным сетям, – крупным сетевикам нет смысла заниматься подобными махинациями.
Росстандарт предупреждает. Каждая пятая АЗС в России недоливает топливо, а некачественное горючее обнаружено почти на каждой десятой, сообщила недавно газета “Известия” со ссылкой на данные Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта), полученные по итогам проверки 200 АЗС как крупных сетей, так и независимых игроков топливного рынка. В ведомстве необходимость проверки пояснили ростом количества сообщений о нарушениях на заправках более чем на треть.
Есть и более масштабные оценки махинаций с недоливом. Так, в августе компания OMNICOMM, российский разработчик ИТ-решений для транспортной отрасли, и Федерация автовладельцев России (ФАР) провели рейд по 63 АЗС (26 брэндов) Московской области – на 30% из них был выявлен недолив в среднем на 5%. Оказалось, что на более чем трети АЗС не доливают 3-5% топлива, на 30% АЗС – 5-10%, в 11% случаев – свыше 10%. В результате в среднем на трети АЗС московского региона автовладельцы переплачивают за топливо 5-10%.
Летом 2018 г. ФАР и вовсе обнаружила недолив на 76% из обследованных с использованием технологии “тайного покупателя” 34 заправках в 13 регионах страны, причем, как оказалось, этим грешили все попавшие в поле зрения организации мелкосетевые и частные АЗС. За недолив в этом исследовании принималось расхождение более 1% между оплаченным и фактически полученным топливом. Совокупный ущерб от этих действий заправщиков оценивается в круглую сумму.
“Для владельца легкового автомобиля потери от недолива не всегда заметны – обидно, что приходится переплачивать, но вряд ли кто-то будет активно бороться с этим на каждой АЗС. Для транспортного бизнеса проблема становится намного серьезнее. Например, при объеме бака КамАЗа (350 л) 5% превращаются в существенную сумму. Мы проанализировали ситуацию с объемом заправок по базе 25 тыс. транспортных средств Московской области, зарегистрированных на платформе Omnicomm Online, и выяснили, что только за год при недоливе на 5% транспортный бизнес теряет 2,8 млрд. руб.”, – говорит генеральный директор OMNICOMM Борис Паньков.
Публикация результатов исследований проходила на фоне ряда инициатив по ужесточению контроля топливной розницы. В течение 2018 г. Росстандарт провел 4 заседания межведомственной отраслевой рабочей группы по противодействию незаконному обороту продукции нефтяной промышленности. Среди принятых решений – подготовка проектов нормативных актов, направленных на борьбу с недоливом топлива, запрет реализации через топливораздаточное оборудование АЗС топлива, не являющегося автомобильным и дизельным, а также введение системы прослеживаемости топлива.
В рамках утвержденного Росстандартом комплекса мер по борьбе с недоливом топлива в 2019-2020 гг. запланированы 5 основных направлений. Во-первых, внесение изменений в федеральный Закон “Об обеспечении единства измерений” (102-ФЗ), которые предоставят контролирующим органам право проведения контрольных закупок (замеров точности отпуска топлива в режиме “тайного покупателя”). Во-вторых, законодательство о государственном контроле (надзоре) запланировано дополнить новым основанием для проведения внеплановых проверок, непосредственно касающимся недолива топлива (а именно получение информации о необъективных, недостоверных и несопоставимых результатах измерений). В-третьих, предполагается усиление административной ответственности за недолив топлива по аналогии с ответственностью за нарушения на топливном рынке в части качественных характеристик топлива. В-четвертых, будет разработан стандарт “Колонки топливораздаточные. Общие технические условия” взамен аналогичного ГОСТа. В-пятых, состоится разработка, включая процедуру апробации, типовой методики поверки топливораздаточных колонок в соответствии с приказом Минэнерго России от 15 марта 2016 г.
Наиболее важный шаг в борьбе с недоливом Росстандарт уже предпринял, отмечает аналитик Института развития технологий ТЭК Илья Надточей. В январе 2019 г. вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие оборотные штрафы за недолив в размере 1% годового оборота АЗС, но не менее 500 тыс. руб.
Обсуждение внесения изменений в 102-ФЗ, добавляет аналитик, продолжается: в числе прочего Росстандарт добивается признания топливораздаточного оборудования измерительной системой, что автоматически подведет колонки АЗС под действие этого закона, а Росстандарт получит возможность проведения внеплановых контрольных закупок в режиме “тайного покупателя”. Кроме того, ожидается внесение изменений в принятые параметры стандартизации работы топливораздаточного оборудования.
“В действующем сегодня ГОСТе не предусмотрены риски вмешательства в работу программного обеспечения топливораздаточного оборудования. Дыра в законодательстве развязывает руки многим недобросовестным продавцам топлива”, – поясняет Надточей.
Традиции и инновации. Методы недолива топлива совершенствуются вместе с технологиями АЗС. Основной используемый сегодня механизм недолива – прямое вмешательство в работу топливораздаточного оборудования, утверждает Надточей. По его словам, рядовые потребители практически не имеют возможности контролировать соответствие реального объема приобретаемого топлива заявленному, а потому этот бизнес процветает. Как отмечает исполнительный директор компании “МониторингАвто” Сергей Скнарин, сегодня распространены два относительно похожих способа обмана на АЗС, которые связаны с настройкой топливораздаточного оборудования на недолив.
“Первый, – рассказывает эксперт, – когда вам заливают полностью только первые 10 л бензина, а дальше искусственно снижают объем заправляемого топлива, например, на 0,5 л с каждых 20 л. Это делается, чтобы обойти проверки прокуратуры и Росстата, которые для контроля АЗС могут делать тестовые заправки в 10-литровые канистры. Второй способ – создание программы, учитывающей возможность недолива и самостоятельно определяющей количество недолитых литров. В этом случае при проверке сотрудники АЗС могут оперативно менять параметры программного обеспечения”.
Показательным примером второй методики может служить афера на АЗС в нескольких регионах юга России, выявленная пару лет назад сотрудниками ФСБ. Ее автор, некий Денис Заев, создал уникальный программный продукт – вирус, внедрявшийся в программное оборудование заправок и обеспечивавший недолив 3-7% бензина. Украденное топливо отправлялось в свободный резервуар АЗС, а затем сбывалось “налево”. Операторы о существовании вируса не подозревали: на их мониторах отражался расход в соответствии с совершенной оплатой. Не подозревали о схеме и владельцы АЗС, поскольку хакер предлагал внедрять вирус наемным директорам заправок. Ущерб от этой деятельности оценивался в сотни миллионов рублей.
Наряду с самыми инновационными технологиями по-прежнему в ходу и “дедовские” способы недолива. Их можно разделить на две категории: относительно мелкие уловки, которые практикуют заправщики, если водитель не хочет заправлять машину сам (например, часть горючего можно налить не в бак, а в специально приготовленную емкость), и вполне масштабные махинации, которые заправщики проворачивают вместе с водителями.
По словам Скнарина, в случае коммерческого транспорта в мошеннических схемах участвуют не только операторы АЗС, но и недобросовестные водители, которые сливают топливо с корпоративных машин.
“До 28% оплаченного компанией топлива сливают и перепродают водители, иногда даже в сотрудничестве с работниками АЗС, – утверждает эксперт. – Например, кассиры могут продавать водителям чеки с большей суммой, чем реальная стоимость заправки, и делить разницу. Или договариваются залить меньше бензина, а остаток перепродают. Сюда же прибавляются и те самые недолитые на заправках литры. Способов мошенничества с горючим десятки, каждый год изобретаются новые варианты”.
Уходящая натура. Однако есть и другая точка зрения на проблему, сторонники которой полагают, что масштабы недолива явно преувеличиваются. В частности, представители Независимого топливного союза, комментируя недавнее исследование Росстандарта, на которое ссылались “Известия”, отметили, что эти данные не отражают настоящую ситуацию с недоливом на российском рынке – реальное число нарушений меньше 19%.
“Утверждения со ссылкой на данные Росстандарта о том, что порядка 20% российских АЗС недоливают топливо, не вызывают доверия. В России более 24 тыс. АЗС, чтобы получить достоверную статистику, нужно проверить хотя бы пятую часть из них, а это практически нереально. Давать же примерную статистику, тем более без каких-либо публичных отчетов и протоколов измерений, подписанных двумя сторонами, как минимум глупо, а то и напоминает распространение фейк-новостей”, – говорит Артем Скворцов, основатель интернет-сервиса Benzuber и разработчик ИТ-системы для автоматического управления и удаленного контроля АЗС.
По словам Скворцова, инструменты и механизмы недолива топлива действительно существуют: современные технологии в электронно-вычислительных устройствах ТРК (колонках) это допускают.
“Но допустимый недолив составляет 25 мл с 10 л, то есть 0,25%, – добавляет эксперт. – Теоретически колонку не “выкрутить” электроникой так, чтобы она недоливала 2 л из 10: такой недолив, о котором пишут некоторые издания, предполагает вмешательство в механизм объемомера, а он пломбируется при поверке”.
Систематический недолив – это уже вполне маргинальное явление, считает один из экспертов российского топливного рынка, пожелавший сохранить анонимность. По его мнению, крупным сетям АЗС нет смысла заниматься систематическим недоливом, особенно в ситуации, когда маржинальность их бизнеса все больше зависит от реализации сопутствующих товаров (например, кофе). Поэтому, настаивает источник, недоливом промышляют в основном мелкие сети или одиночные АЗС. И чем более цивилизованным становится розничный рынок топлива, тем менее заметно это явление.
“Надо различать пиар на теме недолива и реальность: сегодня уже точно почти никто не пойдет на то, чтобы недоливать 10% горючего и больше”, – утверждает эксперт.
В пользу скептиков могут свидетельствовать данные о штрафах, наложенных за связанные с недоливом нарушения на АЗС. По данным Минпромторга РФ, в 2018 г. их объем составил 50 млн. руб., за первое полугодие 2019 г. – 22,4 млн. руб., то есть смехотворные суммы в масштабах всего розничного топливного рынка страны. Однако на эти цифры можно посмотреть и с другой стороны: штрафов собирается мало, потому что выявлять недолив очень сложно. Например, описанную выше хакерскую схему, которая действовала более чем в 5 регионах одновременно, удалось “накрыть” только в результате оперативных действий: потерпевших, заявивших о мошенничестве, в этой истории не было, а контрольная закупка выявила бы недостаточные для возбуждения уголовного дела объемы недолива с одной машины.
Как полагает Надточей, оборотных штрафов вкупе с внеплановыми контрольными закупками вполне должно хватить, чтобы свести к нулю экономическую целесообразность совершения махинаций с недоливом, поскольку, по сути, речь идет о борьбе с алчностью отдельно взятых владельцев частных АЗС. Тот же самый сегмент, по мнению эксперта, находится под наибольшим подозрением в реализации некондиционного топлива: подобные нарушения очень редко фиксируют на АЗС, принадлежащих ВИНК, на крупных сетевых АЗС, а также на АЗС, работающих по франшизе, зато на частных заправках и в мелких сетях доля “серого” топлива может доходить до 75%. Однако справиться с этой проблемой будет гораздо сложнее.
Война план покажет. На сегодняшний день некондиционное топливо имеет ограниченный сбыт, отмечает один из собеседников: “Многочисленные проверки на НПЗ показывают, что на этом уровне с контрафактом справиться удалось: горючее с легальных заводов соответствует нормативам. Вся “бодяга” фактически ушла в мелкий опт, на уровень небольших нефтебаз, услугами которых пользуются, например, аграрии или дорожники: для них качество топлива далеко не на первом месте. По крайней мере, применительно к Москве и крупнейшим городам нельзя говорить о системной проблеме с некачественным топливом”.
Некондиционное топливо, отмечает Илья Надточей, поступает на заправки из нескольких источников. В лучшем случае это нефтебазы, где в качественное топливо, произведенное на крупных НПЗ и имеющее соответствующие паспорта качества, подмешивают некондицию, или же сами владельцы АЗС разбавляют топливо продукцией, на которую не распространяются нормативы по сере. В худшем случае – и это более массовое явление – потребителям подсовывают продукцию “самоваров”, которые перерабатывают сырье преимущественно криминального происхождения: украденное через врезки из системы магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов.
За последние годы география этого явления примечательным образом изменилась. Раньше массовые врезки в трубопроводы были приметой южных регионов (особенно славился этим Дагестан). Теперь же, утверждает Надточей, абсолютным лидером по сбыту краденого топлива является Московская область. В 2018 г. на ее территории было выявлено более 600 человек, вовлеченных в воровство из системы трубопроводного транспорта. И это только первое звено цепочки, в которой есть еще транспортировка, переработка и сбыт. Кроме того, по количеству обнаруженных криминальных врезок в лидерах Ленинградская, Самарская, Челябинская и Рязанская области.
Публикуемые по результатам проверок Росстандарта отчеты свидетельствуют, что некондиции на российских АЗС меньше не становится, констатирует Надточей. За 2018 г. и первый триместр 2019 г. некондиционное топливо реализовывалось на 18,3% проверенных Росстандартом АЗС, а по итогам проверок 2016-2017 гг. этот показатель составлял 18,6%. Даже после введения новых, более жестких оборотных штрафов имеются прецеденты, когда Росстандарт взыскивает с предприятий многомиллионные штрафы, то есть речь идет о многократных нарушениях.
“Деятельность контролирующей организации похожа на борьбу с ветряными мельницами, – резюмирует Надточей. – Очевидно, что существующих санкций недостаточно, а прибыль от реализации “серого” топлива в разы превышает предусмотренные за это штрафы. При этом, согласно данным судебной статистики, количество дел, которые доходят до обвинительных приговоров, стремится к нулю. В ряде случаев суды не хотят применять к криминальным врезчикам статью 210 УК РФ (“Организация преступного сообщества”), о причинах этого остается только догадываться. Сейчас рынок ждет от Росстандарта создания системы прослеживаемости топлива. Это достаточно эффективная мера, однако ее одной недостаточно, чтобы навсегда закрыть вопрос криминального топливного рынка. Проблема реализации некондиционного топлива через АЗС имеет именно такую природу: здесь приходится бороться зачастую с крупными и влиятельными организованными преступными сообществами. Предложения Росстандарта – лекарство, которое лечит симптомы болезни, но не убивает вирус. Ужесточение контроля за деятельностью АЗС – это только внешняя сторона проблемы, а необходимость борьбы с первопричиной появления некачественного топлива на рынке – криминальными врезками – почему-то обсуждают не так широко. Решить ее может радикальное ужесточение действующего законодательства”. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)