В сентябре импорт бензинов в Украину увеличился на 21% до 122 тыс. т по сравнению с августом (100 тыс. т). Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95”, добавив, что это максимальный месячный объем поставок бензинов с сентября 2017 г.
Импорт из Беларуси увеличился на 17% (на 13 тыс. т) до 88 тыс. т по сравнению с августом. Из этого объема 3,5 тыс. т отгрузил Новополоцкий НПЗ, нарастив поставки по сравнению с августом практически вдвое. Остальные 84,5 тыс. т на украинский рынок отправил Мозырский НПЗ. Поставки бензина Мажейкяйского НПЗ (Литва) в сентябре увеличились на 33% до максимальных в этом году 33,6 тыс. т.
За 9 месяцев 2019 г. импорт бензина сократился на 4% (на 34 тыс. т) до 806 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.
По имеющейся информации, рост импорта бензинов в сентябре объясняется решением трейдеров накопить запас ресурса в преддверии ремонтной кампании на белорусских НПЗ, планируемой на октябрь. Последние годы плановые ремонты, в первую очередь на Мозырском НПЗ, сопровождались напряженной ситуацией с бензином на украинском рынке. Последний раз подобный кризис случился в октябре 2017 г., когда поставки белорусского ресурса упали на 80% до 17,7 тыс. т. Тогда резкое сокращение поставок привело к дефициту баланса А-92 в объеме 30-35 тыс. т, что на тот момент составляло около 40% потребления этой марки.
Вместе с тем, в октябре 2019 г. ожидается увеличение выпуска бензинов “Укртатнафты”. Компания заявила о планах нарастить переработку сырья в октябре до 300 тыс. т, удвоив импорт нефти. В сентябре ж/д отгрузки бензинов из Кременчугского НПЗ увеличились на 40% до 14 тыс. т по сравнению с августом. Всего объем производства по итогу прошлого месяца оценивается в 68 тыс. т.
В сентябре глава “Укртатнафты” Павел Овчаренко заявил, что компания не отказывается от ранее инициированного ею предложения ввести пошлины на импорт бензинов из Беларуси. Также “Укртатнафта” хочет пересмотра ставок акциза на бензин, автогаз и ДТ, чтобы остановить продолжающееся в течение трех лет падение объемов потребления бензина. Ранее она призывала уравнять ставки акциза на бензин и ДТ до EUR164/тыс. л и повысить на СУГ с EUR52/тыс. л до EUR87/тыс. л, чтобы выровнять структуру рынка моторных топлив.
Последние годы Кременчугский НПЗ испытывает сложности с реализаций бензинов, что является главным препятствием для увеличения переработки. Несмотря на проблемы Кременчугского НПЗ, доля украинских производителей в балансе украинского рынка бензинов в 2018 г. увеличилась до 42,9% с 40% в 2017 г. За 9 месяцев 2019 г. она составила 46%. Эти цифры не учитывают долю теневого сегмента рынка. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)