Химия Украины и мира

Мир: На рынке сжиженного газа (СПГ/LNG) зарождается новый сегмент

Гигантские океанские танкеры превратили индустрию сжиженного природного газа (СПГ/LNG) в бизнес с годовым оборотом в $150 млрд. Увеличить этот показатель вдвое помогут суда-газовозы емкостью, которая составляет 1/7 от грузоподъемности крупных СПГ-танкеров.

Через пять лет после того, как первый коммерческий СПГ-танкер отплыл из Алжира, этот сегмент газовой промышленности завоевывает все новые рыночные ниши.

Следующим знаковым шагом станет непосредственное обслуживание клиентов, чьи порты или бюджеты слишком малы для обработки океанских СПГ-танкеров. Идея, известная как малый СПГ-бизнес, заключается в том, чтобы сделать охлажденное до -160оС топливо доступным для заводов, грузовиков, судов и домашних хозяйств. Это поможет обеспечить рост отраслевых производственных мощностей на 58% в течение следующих пяти лет.

“Мы пребываем только в начале пути, – сказал Эндрю Пикеринг, генеральный директор лондонской компании Avenir LNG Ltd., которая хочет сосредоточиться на малом СПГ-бизнесе. – Пусть авторитетные игроки продолжат развиваться в больших масштабах и посмотрим, как мы можем соединить их”.

СПГ-сектор уже стал самой быстрорастущей частью отрасли, работающей на ископаемом топливе, поскольку потребители переходят на природный газ, отказываясь от таких “грязных” энергоносителей, как каменный уголь. СПГ помогает уменьшить смог в мегаполисах, доставляет доступную энергию на изолированные рынки и даже стал разменной монетой в торговых переговорах США.

Международный газовый союз (IGU) классифицирует малые СПГ-танкеры как суда вместимостью до 30 тыс. кубометров. Это примерно в семь раз меньше грузоподъемности самых больших СПГ-танкеров, принадлежащих Катару, крупнейшему в мире производителю СПГ.

Крупнотоннажные суда помогли создать альтернативу трубопроводному газу для коммунальных и промышленных потребителей. Танкеры меньшего размера будут способствовать охвату тех категорий покупателей, которым нужна только небольшая часть груза, доставляемого обычным СПГ-танкером.

При сжигании газа образуется меньше вредных веществ, чем при сжигании угля, что помогает замедлить климатические изменения. Кроме того, многие страны, от Китая до США, инвестируют в СПГ как в альтернативный энергоноситель, обеспечивающий большую гибкость, чем обычный природный газ, для доставки которого конечному потребителю необходимы трубопроводы стоимостью в миллиарды долларов.

Имея СПГ-терминал, клиенты могут принимать грузы из любой страны, производящей сжиженное топливо, – Австралии, США, Алжира, Анголы, Катара, РФ. По мере появления новых заводов по производству СПГ игроки рынка ищут, где разместить растущее предложение, и приходят к выводу, что мелкие покупатели могут поглощать большие объемы ресурса.

Глобальное мелкомасштабное производство СПГ составляет около 25 млн. т в год. Это крошечная часть всей СПГ-отрасли, мощность которой в прошлом году перевалила за 300 млн. т.

Согласно прогнозам Всемирного газового союза (IGU), малый СПГ-бизнес может расти на 6% в год. Пикеринг из Avenir LNG Ltd. ожидает, что малый газовый бизнес может лучше использовать плавучие импортные терминалы, что увеличит грузооборот в отрасли еще на 100 млн. т в ближайшие 10 лет. Эти цифры привлекли внимание таких ведущих производителей СПГ, как Qatar Petroleum, Royal Dutch Shell и др., которые рассматривают возможность крупных инвестиций в малый СПГ-бизнес.

OMV AG и итальянский трубопроводный оператор Snam SpA заявили в сентябре, что они могут построить в Австрии небольшой завод по сжижению природного газа, который призван удовлетворить спрос со стороны владельцев грузовых автомобилей, использующих СПГ в качестве топлива. В Норвегии подобные объекты обслуживают паромы и круизные суда, работающие на сжиженном газе.

К концу 2022 г. Польша планирует полностью отказаться от российского трубопроводного газа в пользу СПГ из Катара и США. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version