Рост поставок российского дизтоплива в первой декаде октября компенсировал сокращение отгрузок из Беларуси, вызванное плановым ремонтом Мозырского НПЗ. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Всего за 1-10 октября в Украину поступили 139 тыс. т ДТ, что на 1,7% ниже объема поставок за аналогичный период сентября (141 тыс. т).
За этот период белорусские НПЗ сократили отгрузки на 31% (на 32,5 тыс. т) до 73 тыс. т по сравнению с первой декадой сентября. В частности, вставший на ремонт Мозырский НПЗ снизил отгрузки более чем в 2 раза до 47,5 тыс. т, Новополоцкий НПЗ нарастил в 3 раза до 25,5 тыс. т. На текущий момент неизвестно, какой плановый объем отгрузок белорусского ДТ в Украину на октябрь. В конце лета, по информации источников, обсуждался объем поставок во время плановых ремонтов на предусмотренном терм-контрактами уровне 180 тыс. т.
Основную часть “выпавших” белорусских объемов по итогу первой декады октября было компенсировано за счет роста прямых ж/д поставок из России. Всего за 1-10 октября они составили 25 тыс. т, против 1,8 тыс. т за такой же период сентября. По сравнению с последней декадой сентября поставки выросли более чем вдвое.
В частности, компания “Гран При-Ойл” увеличила поставки волгоградского ДТ компании “ЛУКойл” до 12,2 тыс. т. По информации директора “А-95” Сергея Куюна, поставки лукойловского ресурса в октябре могут вырасти до 50-60 тыс. т по сравнению со среднемесячным импортом в 2019 г. на уровне 15-20 тыс. т.
Компании “Кантарел”, ЗНГК и “Элемент Нафта” за 10 дней октября вместе привезли около 12,9 тыс. т ДТ производства Орского НПЗ компании “Орскнефтеоргсинтез”. Прогнозировать объем поставок этого ресурса на октябрь сложно в связи с резким изменением конъюнктуры на российском рынке.
“Какой объем по октябрю может быть поставлен сейчас, сказать сложно. На российском рынке ситуация резко изменилась и нетбэки при поставках на внутренний рынок сейчас выше, чем по экспорту в Украину”, – сообщил источник, близкий к импортерам орского ресурса.
Ж/д поставки трубопроводного ДТ из терминала в Гомеле (Беларусь) по итогу первой декады октября увеличились до 18,8 тыс. т с 14,8 тыс. т за первую декаду сентября. Максимальный месячный объем отгрузок из Гомеля в Украину оценивается в 120 тыс. т, но максимальный объем был зафиксирован в сентябре на уровне 69 тыс. т.
Поставки литовского ДТ за 10 дней октября выросли на 15% до 22,1 тыс. т против 19,3 тыс. т за первую декаду сентября.
Оперативных данных по морскому импорту ДТ за 10 дней октября нет. В “А-95” отметили, что за шесть дней текущего месяца они составили 19 тыс. т против 17 тыс. т за аналогичный период сентября.
В сентябре импорт дизельного топлива по сравнению с августом увеличился на 25% (на 119 тыс. т) до 593 тыс. т, при этом для покрытия потребностей в этом ресурсе было достаточно 565 тыс. т. После устранения дефицита оптовые цены пошли на спад. К 11 октября стоимость автопартий ДТ в портах опустились ниже 21,00 грн./л, а крупнооптовая наценка, возникшая в начале сентября, практически вернулась на докризисный уровень. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)