На пленарной сессии “Органическое сельское хозяйство России в преддверии вступления в силу Закона об органической продукции”, которая состоялась в рамках всероссийской агропромышленной выставки “Золотая осень-2019”, участники обсудили производство и ситуацию на рынке биоудобрений в России.
“Как профессиональный спорт нельзя представить без хорошей спортивной медицины, так и органика невозможна без профессиональных биологических средств защиты растений”, – заметила Анжела Асатурова, врио директора ФГБНУ “Всероссийский научно-исследовательский институт биологической защиты растений”.
Как рассказала эксперт, сейчас в реестре Минсельхоза по пестицидам и агрохимикатам зарегистрированы 60 биологических инсектицидов и фунгицидов. Но сохраняется проблема фальсификата. “Этот ассортимент медленно, но увеличивается. После того, как биопрепарат проходит регистрационную процедуру, далее не отслеживается его качество, к нему не предъявляют требований. В итоге у нас на рынке много фальсификата”, – рассказала Анжела Асатурова.
Надежда Орлова, заведующая отделом экономики инноваций в сельском хозяйстве НИУ ВШЭ, рассказала, что с 2015 г. до 2018 г. рынок биопрепаратов в России вырос с 65 до 86 млрд. руб. “Эти 36% роста – немаленький темп. Мы голосуем за российские препараты, как производители и потребители. Но пока рост спроса на препараты удовлетворяется не российскими препаратами: доля импорта выросла с 84% до 85%. В мире этот сегмент рынка в 2018 г. охватывал $46 млрд., Россия занимает на этом рынке 3% максимум”, – сообщила эксперт.
Сертифицированных биопрепаратов, подходящих для органики, пока крайне мало, посетовала Анжела Асатурова: “Производители удобрений смотрят в эту сторону, но сертификаторов нет. На этом рынке должна быть лояльность и строгость. Лояльность в преференциях при регистрации биопрепаратов по сравнению с химическими препаратами, а сейчас стоимость регистрации для всех препаратов одинакова. Другая сторона – отслеживание качества и сертификация, тут нужна строгость, чтобы потребитель биопродуктов был уверен в их качестве”.
Участников рынка органики по-прежнему волнует ситуация гринвошинга, маркетинговой агрессии производителей, когда на полках магазинов одновременно с продукцией “органик” стоят продукты с маркировкой “био”, “эко”, “зеленый продукт” и так далее, вводя в заблуждение потребителей. (AgroXXI/Advis/Химия Украины и мира)