Химия Украины и мира

Украина: Что будет с ценами на бензин, дизтопливо и автогаз до конца 2019 года

В сентябре в Украине наблюдался дефицит нефтепродуктов, вызванный введением пошлин на трубопроводные поставки дизельного топлива и сжиженного газа из России, что спровоцировало рост цен на АЗС. Однако в октябре рынок пришел в равновесие и цены пошли вниз. Возможны ли перебои с горючим и что будет с ценами в ближайшие месяцы?

Таможня не дает добро. Ситуация на рынке нефтепродуктов в Украине в сентябре оказалась достаточно напряженной, как и предупреждали эксперты. В минувшем месяце наблюдался определенный дефицит дизельного топлива и сжиженного газа в связи с тем, что с 1 августа украинские власти ввели спецпошлины на трубопроводные поставки этих видов топлива из России. Впрочем, трейдеры достаточно быстро переориентировались на поставки топлива по морю и железной дороге, но при этом возникли проблемы с таможней и подвижным составом.

“Железная дорога и таможня оказались неготовыми к новой конфигурации функционирования рынка после отказа от трубопроводных поставок”, – рассказал директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.

Если до этого трубопроводные поставки в основном приходили в адрес одного получателя, а потому быстро растамаживались, то по железной дороге топливо везут десятки компаний. Кроме того, очевидно, что увеличилась потребность в цистернах и локомотивах, которых оказалось недостаточно.

Одна из главных проблем – отсутствие локомотивов и вагонов-цистерн, “то есть – “Укрзализныця”, отметил директор спецпроектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев: “И эта проблема не решена до сих пор”.

Стоит также иметь в виду, что в сентябре нефтяная инфраструктура Саудовской Аравии подверглась атакам, из-за чего подскочили (пусть и ненадолго) мировые котировки нефти, что сказалось и на ценах нефтепродуктов.

Оптом и в розницу. Из-за перебоев с поставками топлива цены подскочили, однако уже в октябре наблюдается их плавное снижение. По словам Сергея Куюна, если рост цен на дизельное топливо в сентябре был порядка 3,7 грн./л на мелкооптовом рынке, то после пика падение уже составило около 2,2 грн./л. Он не исключил, что на текущей неделе рынок полностью вернется в равновесное состояние.

Однако это то, что касается опта, который, по словам аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, является “лакмусом ценовых изменений на внешних рынках”. Кроме того, как отметил эксперт, “оптовые цены быстро реагируют на изменения в акцизах, налогах, курса доллара”. Иное дело розница. “Она имеет гибкость и может позже реагировать на ситуацию, при этом на повышение (оптовых цен) она реагирует быстрее, чем на понижение”, – сказал Сиренко. По его словам, “в рознице уже несколько месяцев сохраняется пружина для падения цен”: “Так мы и живем с повышенной добавленной стоимостью в розничном сегменте”. Специалист отметил, что в нынешней ситуации цены на АЗС вполне могли бы быть снижены примерно на 3 грн./л. “Розница перестала быть лакмусовой бумажкой изменений на рынке” – если примерно с конца июля по октябрь в мелком опте (то есть с поставкой на АЗС) цены на дизель составляли 20-21 грн./л, то “на заправках мы видим цену 30 грн., тогда как раньше она была бы 25-26 грн.”. Почему так происходит? Александр Сиренко убежден, что на этот сегмент “перестали обращать внимание – нет контроля”.

По сжиженному газу в октябре состоялась стабилизация рынка. “Были сделаны запасы, а хранить (сжиженный газ) в отличие от других видов топлива трудно – нужны специальные резервуары. И, если у компании таких резервуаров недостаточно, а контракт на следующую партию уже подписан, то нужно побыстрее реализовывать”, – рассказал Геннадий Рябцев.

Аналитик консалтинговой компании “А-95” Артем Куюн согласен, что сейчас дефицита автогаза нет, а заявленные ранее проблемы были, мягко говоря, преувеличены (по данным группы “А-95”, по состоянии на 16 октября средняя цена автогаза на АЗС была 11,81 грн./л). “Сейчас автогаз просто некуда девать. Дефицит был ситуативный, сейчас его нет. Потребление будет падать (пик потребления приходится на летние месяцы), поэтому его может оказаться еще больше”, – сказал эксперт.

Сегодня как и раньше большая часть импорта – порядка 60% – в Украину поступает из России.

“Были перебои в сентябре, но уже все нормализовалось. Также остаются стабильными поставки из Беларуси. Плюс подключаются и альтернативные пути с моря. Сейчас идет перезаключение контрактов на следующий год, какой-то информации о возможном сокращении мы не видим”, – отметил Артем Куюн.

Дизельного топлива в стране сейчас также достаточно (с бензином проблем в принципе не было, так как Украина практически не импортирует его из РФ).

“В сентябре казалось, что в октябре может возникнуть проблема, но рынок “нащупал” новые пути снабжения, и потихоньку все учатся работать по новым правилам”, – отметил Сергей Куюн.

По состоянию на 16 октября средняя розничная цена бензина А-95 в Украине составляла 28,74 грн./л, дизельного топлива – 28,2 грн./л, автогаза – 11,81 грн./л (данные консалтинговой группы “А-95”).

“Белорусский” фактор. Но расслабляться пока рано. Связано это с тем, что Мозырский НПЗ (в Беларуси) в конце сентября ушел на ремонт. “Это наш основной поставщик и, конечно, с этим связаны основные опасения”, – говорит Сергей Куюн.

В августе и сентябре из Беларуси в Украину было поставлено по 310 тыс. т дизельного топлива. “Это огромный объем, тогда как в октябре, по прогнозам, будет поставлено 180 тыс. т, вопрос в том, кто закроет эту недостачу”, – объяснил специалист.

Но растут и морские поставки, а также поставки из России.

Что касается более отдаленной перспективы – условно, до конца 2019 г., – то проблем возникнуть не должно. В ноябре ожидается завершение ремонта на НПЗ в Мозыре, а пик потребления горючего уже пройден.

Однако если в стране снова возникнет дефицит нефтепродуктов, цены на них пойдут вверх. “Если будет дефицит, то, понятно, будет дорожать вся корзина (включая и бензин)”, – говорит Геннадий Рябцев. Более того, даже не сам дефицит, а лишь риск дефицита “достаточно быстро отразится в цене топлива”.

В ожидании… Но наличие или отсутствие ресурса – лишь один из факторов, влияющих на ценообразование. Два других фактора – мировые котировки на нефть и курс гривны к доллару, которые прогнозировать существенно сложнее. Цены на нефть во многом зависят от состояния мировой экономики – в случае спада они снизятся, а при росте – увеличатся, а также от геополитики – например, от отношений между США и Китаем, Ираном.

Что касается гривны, то в сентябре она укреплялась по отношению к доллару, однако в октября началась мягкая девальвация.

“Основные вещи – это цена на границе и валютный курс. Каждый процент роста цены на границе – это плюс 10 копеек через две недели в рознице. Каждые 10 копеек курса – это 7-8 копеек через две недели. Если эти факторы будут развиваться параллельно, их нужно суммировать, если в противоход – отнимать”, – отметил Геннадий Рябцев.

Но и это еще не все. По словам Сергея Куюна, закрытие трубопроводного маршрута в связи с введением пошлин на дизельное топливо и сжиженный газ из РФ не прошло бесследно.

“Надо четко понимать, что и морские поставки, и белорусские поставки дороже, чем российский продукт, который поставлялся по трубе. Цены однозначно вырастут, это уже всем понятно, но насколько – посмотрим”, – резюмировал он. (Апостроф/Укррудпром/Химия Украины и мира)

Exit mobile version