Химия Украины и мира

Россия: Розничная реализация лекарств по итогам трех кварталов 2019 года

Динамика продаж лекарственных препаратов в аптеках в 2019 г. заметно отличается от тенденций прошлых лет. Впервые за длительный период потребление ЛП в упаковках падает (-1,5% за 9 месяцев 2019 г. к аналогичному периоду 2018 г.). С 2015 г. динамика этого показателя была положительная.

В оставшиеся три месяца вернуться рынку в плюсовую зону будет очень сложно – только при затяжном и превышающем эпидемиологические пороги уровне заболеваемости ОРВИ и гриппом. Но Минздрав такой сезонной картины не прогнозирует. Таким образом, по итогам 2019 г. прирост рынка в рублях составит не более 3%, тогда как в упаковках останется в отрицательной зоне – около -1%.

По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО “Группа ДСМ”), по итогам трех кварталов 2019 г. через розничный сегмент было реализовано 3,81 млрд. упаковок лекарственных препаратов на 739,2 млрд. руб. (в розничных ценах). Емкость рынка ЛП выросла на 1,9% в рублях, но при этом сократилась на 1,5% в упаковках относительно аналогичного периода 2018 г.

В 2019 г. 3-й квартал оказался наиболее удачным для российского рынка лекарств. В сентябре за счет повышенного спроса на “сезонные” препараты против простуды и гриппа объем реализации вырос на 5,5% в рублевом и 4,4% в натуральном эквиваленте. В упаковках рынок начинает расти, когда погода способствует росту простудных заболеваний: за окном – промозглый январь, холодный июль или дождливый первый месяц осени. Именно эти три месяца внесли положительный вклад в рост рынка. В остальной период рынок сокращался в упаковках, а иногда за счет этого падал и в деньгах. Наибольшее падение реализации пришлось на начало весны – в марте аптечные продажи сократились на 4,9% в стоимостном выражении и на 10,4% в натуральном.

Средневзвешенная цена одной упаковки ЛС возросла на 3,4%, и составила 193,9 руб. Дешевые лекарства вымываются из аптечного ассортимента и потребители вынуждены переходить на более дорогостоящие средства. При этом ценовой фактор менее значим. Инфляция за первые 9 месяцев составила 1,9%. В 2018 г. этот же показатель составлял 4,6%. Структура рынка изменилась в пользу препаратов “высокого” ценового сегмента относительно января-сентября прошлого года.

За 9 месяцев 2019 г. безрецептурные препараты заняли 48,5% рынка в стоимостном и 65,3% в натуральном выражении. В результате разнонаправленной динамики Rx-препараты смогли увеличить свою долю на рынке и стали превалировать в рублевом эквиваленте. В итоге удельный вес рецептурных средств вырос с 49,8% до 51,5%.

В упаковках структура рынка лекарств также изменилась в пользу препаратов, отпускаемых по рецепту врача, так как объем реализации Rx-препаратов вырос на 2,9%. При этом емкость рынка ОТС-средств сократилась на 3,7%.

Основные тенденции прошлых лет продолжаются и в 2019 г. В том числе этому способствуют сложившиеся рыночные условия. Доля дженериков в общем объеме продаж растет. В рублях продажи дженериков выросли на 3,8%, в результате чего они смогли занять в январе-сентябре 2019 г. 62,7% рынка, увеличив свою долю на 1,1%. (gmpnews/Химия Украины и мира)

Exit mobile version