Химия Украины и мира

Россия: Коммерческий рынок биодобавок (БАД) в январе-сентябре 2019 года

Летом и в начале осени на рынке БАД произошел заметный подъем. Причем он был связан с возобновлением роста рынка в упаковках. Зимой и весной положительную динамику в стоимостном выражении обеспечивал только ценовой фактор.

Согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО “Группа ДСМ”), в январе-сентябре емкость коммерческого рынка биодобавок составила 234,3 млн. упаковок стоимостью 44,3 млрд. руб. Относительно 9 месяцев 2018 г. объем реализации вырос на 12,0% в стоимостном выражении, однако в натуральном объеме продажи сократились на 2,7%.

Третий квартал оказался наиболее удачным для рынка биодобавок за счет заметного роста спроса, а также влияния ценовых факторов. При анализе ежемесячной динамики объема реализации пищевых добавок можно отметить, что наибольший прирост продаж пришелся на сентябрь (+33,0% в руб. и +21,6% в упак.). При этом в марте рынок упал на 2,8% в рублях и на 21,0% в упаковках относительно аналогичного месяца прошлого года. В среднем одна упаковка БАД обошлась потребителю в 189,1 руб. (розничная цена), что на 15,1% дороже, чем годом ранее.

Относительно первых девяти месяцев 2018 г. максимальный рост продаж был отмечен у “высокого” ценового сегмента (+30,4% в руб., +28,4% в упак.). В результате структура рынка БАД по ценовым сегментам изменилась в пользу биодобавок с ценой свыше 500 руб. – удельный вес данной ценовой категории вырос на 6,4% в стоимостном выражении и на 2,4% в натуральном эквиваленте. Поэтому дорогостоящие добавки к пище принесли аптекам наибольшую выручку (45,7% в руб.). Однако самыми востребованными у потребителей по-прежнему остаются дешевые БАД. На долю средств со стоимостью менее 50 руб. по итогам 9 месяцев текущего года приходится 43,6% проданных добавок в упаковках. Из-за низкой стоимости в рублях их вес не превышает 5%.

На рынке биологически активных добавок преобладают средства российского производства. Отечественные БАДы занимают 54,7% стоимостного и 82,4% натурального объема продаж. В упаковках структура рынка изменилась в пользу российских биодобавок (+0,9%). При этом отмечается снижение активности как у отечественных производителей добавок к пище (-1,6%), так и у зарубежных (-7,2%).

Традиционно самыми востребованными на рынке являются универсальные добавки группы [V] “БАД, действующие на организм в целом” (доля 30,4%). При сравнении с январем-сентябрем 2018 г. объем реализации этой группы БАД вырос на 13,5%. Основные брэнды биодобавок в группе [V]: Solgar (доля в продажах группы – 12,8% в руб.) компании Solgar Vitamin And Herb и “Фемибион” (7,8%) производителя Merk Selbstmedikation.

По итогам 9 месяцев на аптечных полках былт представлены 2569 брэндов БАД (8092 полных наименования) от 959 производителей.

В рейтинге топ-20 брэндов, лидирующих по стоимостным объемам продаж, можно отметить ряд существенных изменений. Первое место удерживает линейка пищевых биодобавок Solgar, действующая как на организм в целом, так и на отдельные системы (доля 6,0%). В результате разнонаправленной динамики на вторую строчку поднялся БАД со слабительным эффектом “Фитолакс” (3,1%), сместив брэнд “Доппельгерц” (3,0%) на 3-ю позицию.

Концентрация производителей на фармацевтическом рынке добавок к пище довольно высокая – топ-20 компаний занимает 64,1% рынка.

В рейтинге производителей также можно отметить изменения. Внутри тройки лидеров произошли перестановки. Американский производитель Solgar Vitamin And Herb поднялся на вторую строчку, сместив в рейтинге PharmaMed за счет прироста продаж на 47,4%. У компании всего один брэнд – Solgar, который имеет линейку биологических добавок с широким спектром действия: от БАД для поддержания пищеварительной системы до добавок, влияющих на функционирование ЦНС. Объем реализации у десяти основных торговых наименований компании вырос. Наибольший прирост был отмечен у позиций “Solgar Джентл Айрон Легкодоступное Железо” (+123,0%) и “Solgar Витамин D3” (+107,9%).

Лидером рынка на протяжении многих лет остается российская компания “Эвалар”. В январе-сентябре был зафиксирован подъем объема продаж на 9,9%. Положительную динамику производителю обеспечили линейка средств нового поколения с эффектом омоложения организма изнутри Anti-Age (+155,9%), седативное средство “Формула Спокойствия” (+29,7%) и травяные чаи “Эвалар Био” (+28,9%). (gmpnews/Химия Украины и мира)

Exit mobile version