Производство бензина в России к 2035 г. может вырасти на 13,3% до 45,4 млн. т, дизельного топлива – на 26,6% до 105,5 млн. т по сравнению с 2018 г., прогнозирует “ЛУКойл”.
В опубликованном компанией обзоре развития мирового рынка жидких углеводородов описано несколько сценариев.
Первый – “Эволюция” (поступательное развитие мировой энергетики, национальных программ и долгосрочных планов компаний) – предусматривает, что с ростом производства увеличится профицит на внутреннем рынке бензина с 3 млн. т в 2018 г. до 7 млн. т в 2035 г. В сценарии “Климат” (страны будут стремиться удержать рост температуры существенно ниже 2оС к 2100 г., инвестируя в низкоуглеродную экономику) профицит может достичь 10 млн. т.
“Мы не ожидаем существенных проблем с поставками бензина на внутренний рынок вне зависимости от сценария спроса”, – говорится в обзоре. На рынке дизтоплива профицит наблюдается уже многие годы (в 2018 г. его экспорт составил 41,3 млн. т), к 2035 г. избыток достигнет 64-70 млн. т, ожидает “ЛУКойл”.
Рост производства топлива компанией “Лукойл” объясняет модернизацией нефтеперерабатывающих заводов. Программа была запущена в 2011 г., когда многие регионы России столкнулись с острой нехваткой бензина. Одна из причин – компании не успели модернизировать заводы, а с 2011 г. был запрещен оборот топлива “Евро-2”. Позже это требование было отменено, а со всеми нефтяниками правительство подписало соглашения, обязывающие их увеличить выпуск светлых нефтепродуктов. Постепенно Россия переходила на оборот более экологичных видов нефтепродуктов – в 2016 г. была запрещена продажа топлива ниже 5-го класса.
Модернизация НПЗ продолжается до сих пор. Инвестиции в переработку, по данным Минфина РФ, должны ежегодно составлять 250-300 млрд. руб. и к 2025 г. доля светлых нефтепродуктов в выпуске достигнет 75-80% (сейчас – 67-68%, данные Минэнерго РФ). С 2011 г. производство мазута российскими заводами упало в 1,6 раза, до 46,5 млн. т, а к 2035 г., по прогнозу “ЛУКойла”, сократится еще на 28 млн. т.
Однако спрос на топливо на внутреннем рынке стагнирует. Если в 2010-2014 гг. потребление автомобильного бензина выросло на 11%, то начиная с 2014 г. оно стабилизировалось на уровне 36 млн. т и почти не менялось. “ЛУКойл” объясняет это медленным ростом экономики, увеличением доли экономичного автопарка, а также тем, что спрос на личный транспорт приближается в крупных городах к предельному уровню, ограниченному развитием инфраструктуры.
“Мощности по производству топлива в России растут, потребление стагнирует, соответственно, возникает вопрос, куда реализовывать избытки, – рассказал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. – При более полной загрузке мощностей профицит автобензина в 2035 г. может даже превысить 10 млн. т”.
Общий профицит бензина и дизельного топлива в России составит порядка 30 млн. т к 2035 г., в основном дизельного топлива, говорит эксперт Центра энергетики московской школы управления “Сколково” Екатерина Грушевенко. По ее мнению, избыток дизтоплива может быть использован для удовлетворения растущего спроса на низкосернистое топливо в бункеровочных хабах – с 1 января 2020 г. вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН (IMO), ужесточающие требования к содержанию серы в судовом топливе. Но конкуренция на внутреннем рынке бензина может вырасти, поскольку выход на экспортные рынки ограничен внешней конкуренцией, добавляет Грушевенко.
В долгосрочной перспективе конкуренция на экспортных рынках существенно обострится, отмечает руководитель направления “Нефть и нефтепродукты” консалтингового подразделения ценового агентства Argus Сергей Агибалов. Сейчас российские компании направляют на экспорт около 44% дизтоплива, бензина – 10%. Основным экспортным рынком для дизельного топлива останется Европа, продолжает он. Но развитые страны намерены сокращать потребление нефтепродуктов, а развивающиеся, спрос в которых активно растет (Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток), активно инвестируют в создание собственных мощностей по переработке нефти. В итоге за ограниченное число рынков-импортеров, например, Африку и Латинскую Америку, будет конкурировать множество производителей, включая Россию и США, говорит Агибалов. Весьма вероятно, что не весь экспортный потенциал трансформируется в реальные поставки, “часть заводов может столкнуться с необходимостью оптимизации загрузки и корзины нефтепродуктов”. Он и Ежов считают, что ряд заводов могут быть переориентированы на производство сырья для нефтехимии.
По данным “Консалтинговой группы А-95”, РФ остается крупнейшим поставщиком ДТ в Украину с долей рынка 32%. При этом поставки российского ДТ в Украину по ж/д сократились в ноябре до 195 тыс. т (-11%). Импорт топлива производства компании “Роснефть”, поставляемого по смешанной логистической схеме – по трубопроводу до Гомеля (Беларусь) с дальнейшей перевалкой в ж/д-цистерны – в ноябре составил 131 тыс. т, против 133 тыс. т в октябре (по уточненным данным). Прямые ж/д-поставки из России в ноябре сократились на 25%, до 64 тыс. т. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)