Тема не новая, за последние 10 лет активно обсуждалась минимум дважды. Время шло, многое поменялось, были внесены изменения в Закон “Об альтернативных видах топлива”, введено лицензирование, системы учета и т. д. Все это должно учитываться при разработке нового проекта закона, который может наконец-то запустить “биоэтанольную” программу.
Деталей очень много, а в них часто кроется вся суть. Александр Лютый, аудитор по оценке качества нефтепродуктов, выделил несколько пунктов, которые, на его взгляд, крайне важны для полноценного производства смесевых биоэтанольных бензинов.
Во-первых, нужна инфраструктура – развитый резервуарный парк с действующей калибровкой, наличие узлов смешения (для возможности компаундировать более 3-5 компонентов нефтепродуктов). Помимо этого нужен широкий набор насосного оборудования, средств измерительной техники (уровнемеры, счетчики, весы, манометры и т. д.), лаборатории для проведения испытаний (собственные либо привлеченные).
Во-вторых, нужны обязательные документы, которые регламентируют работу нефтебазы, завода. К этим документам относятся акт окончания строительства и принятие объекта в эксплуатацию (сертификат ДАБИ), разрешения Гоструда на работы, связанные с охраной труда и промышленной безопасностью в процессах приема, хранения, производства и отпуска нефтепродуктов. Отдельным важным моментом является разработка собственных технических условий на производство смесевого альтернативного топлива (“биобензина”), ведь действующий ДСТУ на “альтернативу” содержит много неточностей и противоречий, которые бизнес даже при желании не может выполнить. Одной из норм при производстве смесевых альтернативных топлив является массовое содержание воды до 0,1% по ДСТУ. Однако выдержать такую норму при производстве очень сложно, учитывая технологический процесс производства. Данная норма обязательно должна быть пересмотрена, но, учитывая долгий и непростой процесс изменений в ДСТУ, это маловероятно в ближайшее время. Поэтому разработка собственных технических условий – наилучший выход из данной ситуации.
Также необходимо наличие технологической документации (регламенты, инструкции), разработанной и согласованной в установленном порядке. Также одним из заключительных этапов является проведение работ по постановке заявленной продукции на серийное производство.
Особо стоит отметить, что процесс производства (смешения) требует высокой производственной культуры, которая включает чистоту резервуарного парка, беспрерывный входной контроль всего сырья (компоненты, присадки), выбор резервуаров под конкретные марки сырья и производителей, приготовление пакета присадок и процесса их введения (без “весловой технологии”) при производстве. Это топливо требует намного более внимательного отношения при транспортировке, хранении и реализации, чем традиционный бензин. Каждая ошибка будет стоить очень дорого.
Учитывая введение лицензирования, понадобятся и лицензии на производство смесевых топлив. Согласно Закону “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива” производство топлива – это деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смесей, в результате которой получается топливо или другие продукты переработки. В свою очередь типовой процесс получения смесевого альтернативного топлива заключается не в переработке, а в смешении разных компонентов с пакетом присадок. Поэтому тут ключевое слово “смешение”, а не “переработка”, как указано в законе. Выходит, что лицензия вроде бы и не нужна. Некорректность терминологии создает риск злоупотреблений, когда кто-то решит обойтись без лицензий, хотя компании легального сектора вряд ли прибегнут к таким манипуляциям.
Таким образом, необходимость разработки технической и технологической документации с учетом законодательных требований обеспечит качественное производство биоэтанольного топлива и радикально снизит производственные риски. Вопросов остается очень много и надеюсь, что неучтенные пробелы и вопросы по данному законопроекту будут решены на финальной стадии. Главное, чтобы эта ответственная и сложная программа не увеличила пропасть между легальным и теневым рынком, которому не нужны ни лицензии, ни выполнение других законодательных требований. (Александр Лютый, аудитор по оценке качества нефтепродуктов, enkorr.ua/Химия Украины и мира)