Химия Украины и мира

Россия: ПАО “НК “Роснефть” создает технологии для выпуска дизельного топлива Евро-5

Первый в России опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов пустила “Роснефть”. Первоочередной задачей объекта, расположенного на территории Новокуйбышевского завода, станет отработка технологий выпуска катализаторов нового поколения – они необходимы для производства дизельного топлива Евро-5.

Мощность нового комплекса составит 6 т в месяц, рассказали в пресс-службе “Роснефти”. Масштабирование производственного процесса позволит снизить зависимость от зарубежных поставок катализаторов.

По мнению экспертов, создание такого опытно-промышленного комплекса не только оправдывает задачи импортозамещения, но и сокращает путь от научной разработки до промышленного освоения, уменьшает плечо между производством и наукой. А заодно позволяет выпускать продукцию по конкурентным ценам и выходить на международный рынок.

Что даст новый комплекс. Построенный в Новокуйбышевске высокотехнологичный “Опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов” не имеет аналогов в России. Его общая площадь занимает 720 кв. м, новый объект входит в периметр “Роснефти”. Компания по всем основным процессам переходит на отечественные катализаторы. Так что надежность их поставок – это стратегический вопрос обеспечения технологической устойчивости работы не только ее предприятий, но и страны в целом.

Катализаторы – это вещества, возбуждающие химические реакции или ускоряющие их протекание. При этом они остаются неизменными и не входят в состав конечных продуктов.

В периметре “Роснефти” работают несколько катализаторных предприятий. Ангарский завод выпускает более 50 марок для различных процессов нефтепеработки и нефтехимии (платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризации, производства водорода, предгидроочистки бензиновых фракций). Новокуйбышевский завод специализируется на регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга – то есть восстановлении потерянной активности веществ. С 2016 г. здесь переработано около 3500 т катализаторов с крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий “Роснефти” и России в целом, что позволило сэкономить более 2 млрд. руб. Также создано совместное предприятие ООО “РН-Кат” на базе Стерлитамакского завода по выпуску катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга.

В институтских лабораториях научные разработки в области технологий производства и применения катализаторов ведутся в граммовых или, в лучшем случае, килограммовых количествах. Но для промышленного применения требуется наработка десятков, а иногда и сотен тонн соответствующего вещества. И тут все не так просто. К примеру, если работник в лаборатории научился получать 1 кг нового катализатора в сутки, то на следующем шаге ему нужно научиться нарабатывать 200 кг в сутки. Соответственно и процесс нужно вести не в колбах емкостью 1 л, а в емкостях, месильных машинах и печах объемом, например, 200 л. А в них процессы массообмена и теплопереноса идут совсем не так, как в колбах.

У всех серьезных мировых игроков на рынке катализаторов есть необходимое оборудование для обеспечения масштабных переходов от лабораторных разработок к крупнотоннажному производству. В России до сегодняшнего дня его не было. Опытный комплекс, запущенный в Новокуйбышевске, даст возможность осуществлять переход от перспективных лабораторных разработок к крупнотоннажному производству, производить катализаторы в действительно больших масштабах.

В составе комплекса – девять основных технологических линий (блоков), а также пять вспомогательных, они включают в себя не только оборудование для производства катализаторов процессов нефтепереработки, но также различные средства контроля, измерения и управления процессами.

В компании уточнили, что установки комплекса способны производить около 200 кг различных катализаторов в сутки – то есть около 6 т ежемесячно. Сейчас российские заводы могут выпускать катализаторы только для гидроочистки бензина и керосина. Первоочередная задача нового комплекса – отработка технологии производства катализаторов гидроочистки нового поколения. Они необходимы, к примеру, для очистки вакуумного газойля, а также для выпуска дизельного топлива Евро-5.

Промышленные испытания нового катализатора гидроочистки дизельного топлива прошли в 2019 г. на базе Уфимской группы НПЗ. Там удалось создать уникальный продукт – единственный российский катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5.

Каталитическая зависимость. По расчетам “Роснефти”, компания сможет получить значительный экономический эффект от нового производства, это произойдет за счет сокращения затрат на закупку катализаторов у других производителей, а также на их доставку. Например, потребности НПЗ компании в катализаторах гидроочистки составляют около 2 тыс. т в год, а стоимость такого количества катализаторов доходит до 2,5 млрд. руб.

В “Роснефти” напомнили, что еще несколько лет назад зависимость российской переработки от некоторых видов импортных катализаторов достигала 100%. Сейчас этот показатель заметно снизился. К примеру, на потребление отечественных катализаторов гидропроцессов в нефтепереработке приходится 10% в год, катализаторов каткрекинга – 75%, катализаторов риформинга – 27%. В компании предполагают, что развитие производства катализаторов гидропроцессов позволит снизить зависимость от заграничных поставок катализаторов гидропроцессов до 50% к 2024 г.

При этом отрасль серьезно нуждается в этих веществах, ведь 95% процессов нефтепереработки – каталитические. К примеру, ежегодно “Роснефть” тратит на вещества, ускоряющие химические реакции, около $95 млн. При этом выпуск продукции на НПЗ компании с их использованием превышает $50 млрд. в год. Поэтому одна из главных задач инновационного развития нефтепереработки – это исключение зависимости от поставок импортных катализаторов, уверены в компании.

«С января 2020 г. мы полностью переходим с импорта катализаторов гидроочистки дизельных топлив, а также планируем выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов этого вида», – отметил вице-президент “Роснефти” Александр Романов.

Стратегия на импортозамещение. Российские нефтяные компании последние 10 лет активно сотрудничают друг с другом и исследовательскими учреждениями в области разработки и внедрения в производство новых катализаторов, отметил замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов. «Стремление отечественных нефтяных компаний выводить импортозамещение в области производства катализаторов на опытно-промышленную и промышленную стадии можно только приветствовать», – сказал эксперт.

Он добавил, что катализаторные производства “Роснефти” служат общей цели по переходу отечественной нефтепереработки на самообеспечение. Открытие комплекса важно и потому, что создание и разработка собственных катализаторов позволяет не просто отказаться от импортных аналогов, но и уменьшить плечо между производством и наукой, уверен Александр Фролов. Благодаря этому специалисты могут быстрее и эффективнее совершенствовать катализаторы под конкретные условия различных НПЗ. Это крайне проблематично, если используется только импортное оборудование, объяснил аналитик.

Появление таких производств – это элемент стратегии импортозамещения, подчеркнул ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По его словам, если отечественные катализаторы гидропроцессов будут конкурентоспособны по цене с зарубежными аналогами, это положительно скажется на российской отрасли нефтепереработки.

По мнению Игоря Юшкова, создание собственных производств важно еще и потому, что санкции пока никто не отменяет, приходится надеяться только на себя. Сегодня уже неактуальны принципы 1990-х годов, когда считалось, что России не нужен свой собственный “нефтесервис”, поскольку его можно купить на мировом рынке. С 2014 г. регулярно вводятся ограничения на поставки различных технологий, нельзя исключать, что в дальнейшем они не коснутся и нефтепереработки, сказал эксперт. Он считает, что подобных комплексов должно быть как можно больше – тогда между ними появится здоровая конкуренция. Это позволит сдерживать рост цен и повышать качество продукции. (iz.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version