Введение пошлин на импорт дизельного топлива из России по предложению компаний “Укртатнафта”, “Укрнафта” и “Укргаздобыча” приведет к ограничению конкуренции и росту цен на внутреннем рынке, но не решит проблемы энергозависимости страны. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook сообщил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
“Цена для частных и промышленных потребителей вырастет, появится действительно доминирующий поставщик, и это – не украинские НПЗ, которые получат от этого пирога скромную долю”, – отмечает эксперт.
Предложенная украинскими НПЗ пошлина 8,46% на 2020 г. станет заградительной для российского импорта и полностью прекратит поставки из РФ, доля которых в текущем году составит около 30% рынка. Это создаст дополнительное давление на другие источники поставки – в первую очередь Беларусь, что неизбежно приведет к повышению закупочных цен.
Основную же долю рынка в случае введения пошлин займет Беларусь – примерно 60%. Украинские производители максимум смогут повысить свою долю с текущих 10% до 25%, что не решит проблему энергозависимости страны.
“Беларусь в новой конфигурации получит 60%. А может и больше, ведь республика сможет импортировать дешевое дизтопливо из РФ (например, те же “украинские” объемы), замещать им внутренний спрос, а свой продукт продавать нам из российской же нефти. И с новой наценкой”, – отмечает эксперт.
Начальная пошлина на уровне 8,46%, по расчетам директора “А-95”, равна $55/т или 1,1 грн./л при текущих мировых ценах. “Суммарная переплата составит 11,5 млрд. грн. в год: это плюс к тарифам на пассажирские и грузовые перевозки, минус – к конкурентоспособности украинской промышленности и платежеспособности населения”, – отмечает эксперт.
Директор “А-95” в качестве примера приводит августовские пошлины на трубопроводные поставки в 3,75%, которые моментально привели к росту цен по всем источникам поставки. “Рассмотрим свежий пример. Упомянутая спецпошлина на “трубу” вывела ее из игры и контракты на 2020 г. выросли у всех без исключения поставщиков – и белорусов, и литовцев, и русских. А поскольку внутренние производители выставляют цены в жесткой привязке к импортному паритету – повысили и они”, – отмечает эксперт.
По мнению Сергея Куюна, текст заявления о введении пошлин содержит массу противоречий и при его рассмотрении Межведомственной комиссией по существу не имеет шансов на успех. “Если пытаться анализировать жалобу по сути, то шансов нет. Документ составлен спустя рукава и содержит массу противоречий. Например, если “Укртатнафта” пишет про убытки, то “Укргаздобыча” про рентабельность 70-80%…”, – пишет эксперт.
В то же время идея введения пошлин поддерживается весомыми игроками на рынке – в первую очередь группой “Приват”, НАК “Нафтогаз Украины” и компанией “Сокар”, что создает дополнительные шансы на принятие решения в пользу заявителей.
“Укртатнафта” сообщила о подаче жалобы в Межведомственную комиссию на российский импорт 21 февраля. У комиссии есть 30 дней для принятия по ней решения. “Укртатнафта” и ее партнеры просят немедленно ввести пошлины 8,46% на период проведения расследования. Далее в течение пяти лет компании просят повышать ставки пошлины на 4,24 п. п. до 25,4% с 1 января 2024 г.
В 2019 г. импорт ДТ из России был 2,49 млн. т, что составило 35,6% от баланса украинского рынка, в 2020 г. доля РФ ожидается на уровне 30%.(enkorr.ua/Химия Украины и мира)