Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, ознакомился с 90-страничной жалобой украинских производителей нефтепродуктов, требующих немедленно ввести пошлины на российское дизтопливо и сжиженный газ, и поделился своими соображениями по дизтопливу.
Начнем с того, кто лоббирует и какие шансы. Если пытаться анализировать жалобу по сути, то шансов нет. Документ составлен спустя рукава и содержит массу противоречий. Например, если “Укртатнафта” пишет про убытки, то “Укргаздобыча” про рентабельность 70-80%…
Судя по всему, ставка делается на массу, на вес. Команда сколочена мощная. Игорь Коломойский (“Укрнафта”, “Укртатнафта”) и НАК “Нафтогаз Украины”. Есть в этой команде и менее заметные, но от этого не менее влиятельные игроки. Прежде всего, это азербайджанский “Сокар”, который в отраслевых кругах уже дал понять о своей поддержке пошлин. Интерес бакинцев очевиден – увеличение поставок нефти в Кременчуг, а также наращивание поставок готовых нефтепродуктов через азербайджанских трейдеров по морю и по суше. О влиятельности “Сокара” красноречиво сказал недавний прием на высшем уровне, когда глава ОП Богдан лично провез гостей по самым “сладким” активам. Большим компаниям нужны большие деньги, куш на кону достойный. Так что оцените сами, есть шансы или нет.
А теперь по сути жалобы
- Основной довод – российские экспортеры демпингуют и душат украинских производителей. Делают они это благодаря государственной поддержке, если бы ее не было, цены на экспорт были бы выше и наши заводы зарабатывали бы больше.
Это – абсолютная ерунда. Россия продает свои ресурсы по мировым ценам. Кроме того, за соответствием цен рыночным следит российская таможня (как и украинская). Есть помощь российским НПЗ от правительства или нет, экспортная цена от этого не изменится. Скажу больше, все поставщики всех энергоресурсов, включая российских, получают за свой товар в Украине наилучшую цену. Вся проблема в нашей энергозависимости. И это касается не только нефтепродуктов. Вы сразу получите надбавку, как только заикнетесь об Украине на европейском газовом рынке. Авиакеросин мы покупаем с премией $50-60/т (спросите у любой авиакомпании).
Соответственно, внутренний производитель находится не в дискриминационных, а наоборот, в максимально выгодных условиях, так как получает отличную цену с премией за счет лучшей логистики. Желание украинских НПЗ понятно: они хотят получать еще больше.
- Украина остро зависит от российского импорта дизтоплива – его доля в импорте в первом полугодии 2019 г. составила 47%. По итогам 2019 г. доля российского импорта ДТ на рынке в целом составила 36%, хотя в 2018 г. была 42%. По нашим оценкам, примерно треть сохранится за российскими поставками и в 2020 г. Называть такую долю критичной – явное преувеличение. Даже в случае какого-либо сбоя этот объем всегда можно заместить из других источников.
Отмечу, что снижение произошло вследствие введения с 1 августа спецпошлины на трубопроводные поставки ДТ из РФ. Поставки по трубе не уменьшились, они прекратились. И это 3,75%, а пошлина 8,46%, которую “для начала” просят НПЗ, полностью закроет 30%-ный канал снабжения рынка, создав давление на оставшиеся источники со всеми вытекающими отсюда ценовыми последствиями.
- Цены не вырастут, говорят украинские производители. Пошлины для того и вводятся, чтобы снизить конкуренцию и дать внутреннему производителю поднять цены на свой товар и/или нарастить реализацию. Иначе в них просто нет смысла. Спрос на украинское дизтопливо и сжиженный газ огромный, объемов не хватает, соответственно цель одна – поднять цену.
Рассмотрим свежий пример. Упомянутая спецпошлина на “трубу” вывела ее из игры и контракты на 2020 г. выросли у всех без исключения поставщиков – и белорусов, и литовцев, и русских. А поскольку внутренние производители выставляют цены в жесткой привязке к импортному паритету – повысили и они. Из-за спроса и возросших цен на рынке в Украину начал проходить самый дорогой ресурс – морской.
Еще пример. После запрета импорта российских удобрений в 2018 г. цены у внутренних производителей и на альтернативные импортные поставки резко выросли и сегодня превышают мировые в полтора раза. Так, NPK на мировом рынке сегодня стоит $220/т, в Украине – $330. Когда на рынке был российский продукт, цена была близка к мировой. Аналогичная ситуация по остальным удобрениям. Это привело к монополизации рынка внутренними производителями, которые сегодня добивают трейдеров, ранее изыскивающих товар и лучшую цену по всему миру.
Производители просят немедленно ввести пошлину на этот год в огромном по меркам данной отрасли размере – 8,46%. Это порядка $55/т ДТ и $40/т (с НДС) или около 1,1 грн. и 0,55 грн./л на литре ДТ и пропан-бутана. И это исходя из текущих минимальных цен на мировом рынке. Но даже при таких ценах суммарная переплата составила 11,5 млрд. грн. в год. Это плюс к тарифам на пассажирские и грузовые перевозки, минус – к конкурентоспособности украинской промышленности и платежеспособности населения. Как видим, к росту расходов на удобрения аграриям прибавится еще рост цен на топливо.
- Украинские НПЗ нарастят переработку и обеспечат спрос. В жалобе “Укртатнафта” пишет, что может нарастить переработку до 5 млн. т нефти (в 2019 г. около 2,3 млн. т). Это позволит увеличить выпуск ДТ вдвое – до 1,5-1,7 млн. т. И будет у отечественного производителя не 10%, а 20-25% рынка. Но 75-80% все равно придется завозить. И этот импорт – более конкурентоспособный, чем Кременчуг. В частности, Беларусь в новой конфигурации получит 60%. А может и больше, ведь республика сможет импортировать дешевое дизтопливо из РФ (например, те же “украинские” объемы), замещать им внутренний спрос, а свой продукт продавать нам. Из российской же нефти. И с новой наценкой. И вот это действительно будет существенный перекос в снабжении рынка. Как бы не пришлось вводить пошлины на Беларусь. Или это следующий этап?
Итоги: цена для частных и промпотребителей вырастет, появится действительно доминирующий поставщик, и это – не украинские НПЗ, которые получат от этого пирога скромную дольку. Кто проиграл, Россия? Свой продукт они продадут по рыночной цене, спрос в Европе фактически неограничен. В одной Польше годовой дефицит около 6 млн. т, поэтому “наши” 2 млн. т растворятся там незаметно. Все останутся при своих и даже заработают, а проиграет Украина, которая окажется наедине с монополистом и высокими ценами на топливо.
Но это совсем не значит, что нашим заводам не нужно помогать. Просто необходимо найти компромиссные варианты, когда решать проблемы будут все, а не только рынок и потребители. Но об этом поговорим в следующий раз. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)