Пути и перспективы развития отечественной фармацевтической промышленности на финише реализации стратегии “Фарма 2020” обсудили участники международной конференции “INOPharma”. Мероприятие, организованное компанией “Деловая Столица”, объединило представителей фармрынка, медицинской промышленности, власти, институтов развития, образовательных, финансовых и консалтинговых организаций, научного, врачебного и пациентского сообществ.
Как отметил первый замминистра промышленности и торговли Сергей Цыб, итоговые показатели программы развития отрасли свидетельствуют о высоком потенциале российской фармы. Всего на фармплощадках страны производится 1260 МНН, что соответствует 2880 торговым наименованиям препаратов, сообщил он. 123 новых препарата было выведено на рынок за время реализации программы “Фарма-2020”, 20 из них – в минувшем году. Рост производства лекарств за год превысил 26%. В 2019 г. пущены тринадцать новых производственных площадок, добавил заместитель главы Минпромторга. Всего в рамках “Фармы-2020” были построены 52 новых производственных объекта, 16 из них с участием иностранных компаний. При этом объем инвестиций в отрасль превысил 200 млрд. руб. Более 100 международных компаний локализовали в России производство свыше 400 МНН препаратов.
Приоритетные направления развития российской фармотрасли обозначил ректор СПХФУ Игорь Наркевич. По его мнению, “остается еще много нерешенных вопросов – отсутствие отечественного оборудования, недостаточное количество собственных фармсубстанций, вопросы, связанные с трансляцией фундаментальных исследований в производственную и медицинскую практику”. “Нужно определиться с выбором – очередной “свой путь” с принудительным лицензированием и локальным производством или международная кооперация”, – добавил эксперт.
В развитии отечественной фармпромышленности нельзя недооценивать опыт западной фармы, подчеркнул исполнительный директор ассоциации “Инфарма” Вадим Кукава. В качестве примера создания эффективной модели сотрудничества он привел Сингапур и Израиль, где “создаются благоприятные условия, в том числе правового регулирования, чтобы зарубежные компании приходили на местные рынки”. В регуляторном поле меры стимулирования, а не принуждения определяют успех этого взаимодействия, заключил он.
Негативные тенденции в экономике и стремительное распространение короновирусной инфекции уже оказывают влияние на реалии фармацевтической отрасли. В первую очередь это касается ограничения поставок фармсубстанций из Китая. “Китайский фактор, безусловно, имеет место, – подтвердил президент компании “Активный компонент” Александр Семенов. – Но не только и не столько из-за коронавируса. Он появился еще два года назад, когда в ходе экономической реформы в Китае закрылось много химических и фармпредприятий. Это и привело к росту цен на фармсубстанции”. “Проблема обеспечения субстанциями будет решена, – прогнозирует он. – Но фактор коронавируса заставляет отрасль в очередной раз задуматься, как уйти от внешней экономической зависимости”. (pharmvestnik.ru/Химия Украины и мира)