Потребление дорожного битума – лучший индикатор происходящего в дорожном строительстве. В 2017-2019 гг. наблюдались беспрецедентные объемы поставок за все годы независимости – в среднем около 650 тыс. т в год. Для сравнения: предыдущий пик был в 2011 г., когда страна готовилась к Евро-2012. Но в 2020 г. может быть установлен новый исторический рекорд – до 900 тыс. т битумов. Однако в свете последних событий такой сценарий становится все менее вероятным.
Рекордным должен был бы стать еще 2019 г., когда объемы финансирования составили 55 млрд. грн. (годом ранее – 32,6 млрд. грн.). Но карты спутали многочисленные выборы и перезагрузка власти: в разгар сезона финансирование начало прихрамывать.
“Губернаторы и чиновники в Кабмине засобирались на выход, начали распихивать финансы по своим каналам, а дороги оставили на потом, следующей команде. Рынок опять, второй сезон кряду, остановился посреди лета, когда эти деньги нужны больше всего”, – делится своей версией причин спада потребления битума в 2019 г. один из трейдеров. В итоге рынок успел освоить 639 тыс. т продукта, не дотянув до уровня предыдущих двух лет порядка 35 тыс. т или 5%.
Источники поставок: море не за горами. Зато рекорд случился в другом. Кременчугский НПЗ “Укртатнафты” за год нарастил производство битума почти на 60% (208 тыс. т) и тем самым показал наилучший результат за последние минимум 9 лет (191 тыс. т в 2010 г.). Судя по всему, кременчужанам понравилось: в 2020 г. они обещают выпустить уже 300 тыс. т битумов. Оно и неудивительно, ведь битум является альтернативой выпуску мазута, глубоко убыточного продукта в корзине любого НПЗ. Мало того, цена на этот продукт будет намного круче мазутовой, о чем мы еще поговорим ниже.
Лидерство продолжили удерживать белорусские НПЗ, которые теряют объемы третий год подряд. Если в 2017 г. сябры обеспечили 455 тыс. т, то в 2018 г. – 379 тыс. т, а в минувшем – 329 тыс. т. В условиях подупавшего спроса главную роль в этом снижении сыграл упомянутый рост внутреннего производства.
Произошло и видимое изменение структуры белорусских поставщиков. По всему видно, что Мозырь становится флагманским экспортером в Украину (72% поставок), тогда как НПЗ “Нафтан”, расположенному на севере Беларуси, отводится роль резервного поставщика: его отгрузки снизились в 2019 г. втрое и составили 11% в белорусском импорте.
Третьим экспортером стал “Нефтебитумный завод”, отправивший в Украину 15 тыс. т. Это специализированное предприятие, работающее на сырье, получаемом с белорусских НПЗ, является производителем высококачественных модифицированных битумов и битумных эмульсий. В 2020 г. завод планирует увеличить поставки в Украину.
Особые надежды в 2019 г. рынок возлагал на Россию. Растущие объемы, а с ними и цены сделали российский продукт “проходным”, несмотря на 10%-ную пошлину. Однако с мая правительство РФ ввело эмбарго на поставки ряда нефтепродуктов в Украину, среди них по неизвестным причинам оказался и битум, хотя назвать эту позицию массовой нельзя (в 2018 г. было импортировано 122 тыс. т, тогда как импорт ДТ, например, составил 2,5 млн. т).
Возрастающая потребность в битумах заставляет участников рынка тестировать новые направления поставок. Наиболее изученным является польское: компания “Орлен Асфальт” нарастила отгрузки на 25%, хотя в абсолютных величинах эти 40 тыс. т являются каплей в море. На пути увеличения импорта с этого направления стоит ограниченность ресурса у польского производителя, а также более высокая стоимость выпускаемых им модифицированных битумов.
Из экзотических направлений выделим тестовые поставки из Венгрии, Азербайджана и Литвы.
Но главной темой в отраслевых кругах является море. В мире этот способ транспортировки, который на данный момент выглядит фантастически, используется давно и массово. На миллионах тонн “морского” битума был построен новый мега-аэропорт в Стамбуле. Международные трейдеры говорят, что для приема с моря не нужна особая инфраструктура, есть технические мобильные решения по погрузке в автомобильный транспорт непосредственно с судна. Но, как и все морское, такой ресурс более дорогой и нуждается в стабильном потреблении. Тем не менее, мысль о море уже прочно сидит в головах и трейдеров, и крупных “дорожников”.
Изучение новых маршрутов назрело. При прогнозной потребности в 2020 г. 900 тыс. т битума порядка 750 тыс. т сможет обеспечить дуэт Беларуси (в расчет принят максимальный объем поставок 455 тыс. т, импортированный в 2018 г.), еще порядка 50 тыс. т обеспечат другие направления. В итоге под вопросом остается порядка 100 тыс. т или более 10% потребностей.
Союз четырех. На рынке битумов четко обозначилась четверка лидеров, которые стабильно обеспечивают более 60% поставок. В 2019 г. в отрыв от конкурентов ушла одесская компания “Кантарелл Украина”, ранее известная как “Ингус Ойл”. С результатом 211 тыс. т (треть рынка) она стала крупнейшей как по импорту, так и по закупкам в Кременчуге. Большие объемы поставок формируются благодаря работе с серьезными строительными компаниями, такими как “Автомагистраль-Юг”, “Альтком”, “Онур” и с десятками потребителей поменьше.
Второе место с объемом 143 тыс. т прочно удерживает “Альянс Энерго Трейд”. Этот игрок активно развивается по всем направлениям, строя новые хранилища и асфальтовые заводы, увеличивая парк битумовозов и формируя строительные подразделения.
Третью и четвертую строчки соответственно занимают “Битекс” и “Терминал-МК”.
Замыкает пятерку крупнейших “битумных” трейдеров 2019 г. новичок – компания “Арстак”. В отличие от вышеперечисленных коллег это в чистом виде оптовый трейдер, оперирующий всеми видами кременчугского топлива без отраслевой привязки.
Специфика работы с битумом диктует необходимость в инфраструктуре хранения, подвижном составе и долгосрочной работе с потребителями. Четверо первых операторов занимают уверенные позиции на протяжении последних лет, поэтому какие-либо перестановки здесь маловероятны.
Кризис в помощь. В 2019 г. цены на битум двигались в фарватере мирового нефтяного рынка, хотя и с некоторыми отклонениями. Мировые цены на мазут с серой 3,5%, к которой до последнего времени привязывались производители битума, в 2019 г. снизились на $80/т. Аналогичным образом упали и цены реализации битума в Украине: по сравнению с 2018 г. они уменьшились с 14500 грн./т до 12000 грн./т (с НДС). В полном соответствии с мировой динамикой ушли цены “Укртатнафты”. Здесь все просто: в преддверие сезона 2019 г. завод распределил свой объем между крупнейшими трейдерами по терм-контрактам, привязавшись к указанной котировке 3,5%-ного мазута с небольшими премиями и дисконтами относительно этого уровня в зависимости от объемов.
Иной дорогой пошли белорусы. В 2019 г. они отказались от терм-контрактов, которые практиковали в 2018 г., отдав предпочтение продажам по споту. И не прогадали. Российское “битумное” эмбарго, введенное перед самым началом сезона, позволило белорусам торговать с рекордными премиями и сохранить доходность украинского направления, несмотря на потерю 10% поставок. В итоге на фоне мирового падения на $80/т белорусский битум подешевел всего на $27/т.
“Укртатнафта” уже сделала работу над ошибками. По данным трейдеров, на сезон 2020 г. производитель сохранил практику терм-договоров, но радикально пересмотрел их составляющие. Так, завод положил в основу котировку 1%-ного, а не 3,5%-ного мазута и добавил фиксированную премию в $60/т.
“Однопроцентный мазут дороже сернистого на $50-60/т, а с учетом премии $60/т наценка по сравнению с прошлым годом вырастет до $120/т”, – сообщил участник рынка, пожелавший остаться неизвестным.
Фактически это означает, что по размеру премий “Укртатнафта” даже превысит прошлогодний уровень премий на белорусский ресурс. Учитывая, что по объемам эти два крупнейших поставщика сильно сблизились, аналогичного порядка цен следует ожидать и от белорусов. Хотя ряд факторов указывает на то, что белорусский битум может быть еще дороже. Во-первых, дешевых альтернатив этому направлению нет и ничто не помешает попросить еще пару долларов премии. Во-вторых, неизвестно, какое производство битума будет в этом году.
“Сейчас вам этого объективно никто не скажет (объем выпуска битумов белорусскими НПЗ в 2020 г.). Неизвестны ни объемы загрузки НПЗ, ни качественный состав нефти, который непосредственно влияет на выпуск битума. Например, из легкой азербайджанской нефти его не сделаешь”, – говорит собеседник в белорусской нефтяной отрасли, пожелавший остаться неизвестным.
Если белорусского битума будет меньше, не исключено повышение цен на него, тем более, как указывалось выше, рынку в этом году нужны будут повышенные объемы. Если же брать во внимание только кременчугский продукт, то его прогнозная стоимость при текущих ценах на нефть и курсе доллара 27 грн. составит 6700 грн./т (с НДС), тогда как средняя отпускная цена для крупнейших контрагентов в 2019 г. составляла почти 10000 грн./т.
На данный момент ключевым вопросом является вероятность выполнения правительственной программы “Большая стройка” на 2020 г., предусматривающей фантастические более 100 млрд. грн. Последние события уже дают понять, что под нож пойдут многие госпрограммы и крупнейшая из них вряд ли избежит этой участи. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)