Введенный в Украине карантин уже привел к 15-20% снижению объемов розничной реализации топлива, в апреле падение продаж на АЗС ожидается на уровне 40-50%, сообщил на своей странице в Facebook директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
“Ожидания (топ-менеджеров и владельцев АЗС) тоже более или менее одинаковы – снижение реализации в апреле на 40-50%. Это весьма оптимистично, учитывая, что в Италии заправки потеряли 70-80%”, – отметил глава “А-95”.
По его информации, наибольший спад продаж – 40% – в западных регионах. В лидерах Закарпатье и Черновцы. На станциях в районе погранпереходов продажи упали на 90%. Снижение реализации приведет к неизбежному закрытию ряда АЗС. “Таких, я думаю, 25% минимум. Если честно, я не знаю, как они выживали до сих пор, но теперь уход на карантин для них неизбежен. Не исключаю, что они будут скуплены более крупными коллегами”, – пишет Сергей Куюн. Еще 10-15% станций, преимущественно в приграничных регионах, находятся в зоне риска.
Проблем с наличием топлива эксперт не ожидает. “Топливом все будут обеспечены, его и раньше хватало, а теперь в связи с форс-мажором импортеры будут отказываться от поставок по длинным договорам”, – отметил он.
Снижение мировых цен на нефть в марте было нивелировано резкой девальвацией гривны – с 24 до 27 грн./$. С учетом курса 30 грн./$ на апрель эксперт прогнозирует снижение закупочных цен по бензину на 3 грн./л, по ДТ – на 2,5. При условии 28 грн./$ – 4,2 и 3,7 грн./л соответственно. Однако в условиях сильного падения продаж розничные цены могут остаться неизменными для покрытия растущих эксплуатационных расходов.
“К действующим розничным ценам рассчитанное снижение должно составить 10-15%. Но, как отмечалось выше, продажи по всем сетям уже провалились на 20%. Ситуация ухудшается с каждым днем и к апрелю это будет явно больше 30%. Параллельно растут затраты на эксплуатацию АЗС: индивидуальная доставка сотрудников на рабочее место, обеспечение средствами защиты, бесконечная дезинфекция помещений, прочие “карантинные” мероприятия. И ко всему снижение выручки в кафе и магазинах”, – отмечает эксперт.
Иными словами, постоянные расходы остаются, к ним добавляются расходы на “карантинные” мероприятия и при этом продажи, как следствие, доходы падают.
“Как сохранить бизнес (читай людей)? Ответ универсальный для любого бизнеса – только за счет увеличения наценки. Если мартовский потенциал снижения съела девальвация, то сегодня экономику АЗС уже вовсю съедает крушение продаж. Лично я вижу, что ценовая стабильность будет очень неплохим вариантом в данной ситуации, уж точно лучше, чем рост, как на другие товары” – отметил Сергей Куюн. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)