Химия Украины и мира

Россия: Цена на бензин на оптовом рынке упала ниже себестоимости

Нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток, подсчитали эксперты “Аналитика товарных рынков”. За неделю с 13 по 19 апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упала почти на 11%, или 4,2 тыс. руб., и в понедельник, 20 апреля, составила 35,77 тыс. руб./т (в европейской части России).

При этом издержки компаний, которые включают акциз, выплаты в бюджет по демпферу (механизм стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке), НДС и НДПИ, составляют 38,07 тыс. руб./т, сказал гендиректор “Аналитики товарных рынков” Михаил Турукалов. Таким образом, по его словам, компании получают чистый убыток примерно в 2,3 тыс. руб. на тонну бензина АИ-92.

Почему продажа топлива стала убыточной. Топливо подешевело из-за резкого падения спроса. По данным Reuters, объем реализации на АЗС упал уже примерно вдвое (от 30% до 70% в разных регионах). В России растет число заболевших коронавирусом, из-за чего крупные города несколько недель находятся на карантине, автомобильный трафик упал. Очевидно, что в таких рыночных условиях производители топлива готовы идти на понижение оптовых цен и соглашаются на дополнительные дисконты на бирже, говорит аналитик Сбербанка Андрей Громадин.

Основная причина появления отрицательной маржи на бензин на оптовом рынке – рост выплат по демпферу, говорит главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Если в январе 2020 г. он составлял 100 руб./т, то теперь – больше 17 тыс. руб./т. В этом году бюджет впервые заработал на демпфере, за год нефтяники могут перечислить государству 600-700 млрд. руб., оценивали аналитики и Минфин. Это сгладит удар от обнуления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и резкого падения НДПИ при низких ценах нефти Urals (меньше $15 за баррель), объяснял глава “Газпром нефти” Александр Дюков.

Почему нефтяники платят в бюджет за бензин? Демпферные выплаты правительство запустило еще в 2018 г., чтобы стабилизировать ситуацию на топливном рынке. Механизм работает в обе стороны. Если экспортный топливный рынок становится премиальным по сравнению с внутренним, государство доплачивает нефтяникам, чтобы те не поднимали цены на заправках в России. Если цены на экспортном рынке падают, то нефтяники обязаны перечислять деньги в бюджет и по этой причине не снижают стоимость топлива в стране. Так они поступают и сейчас: на экспортном рынке цена топлива составляет 23,5 тыс. руб./т, то есть на треть дешевле, чем в России (это экспортный нетбэк: цена минус расходы на транспорт и налоги).

Премия на внутреннем рынке, часть которой компании перечисляют в бюджет в виде демпфера, считается не от фактической цены, а от условной, установленной правительством. На 2020 г. условная цена – 53,6 тыс. руб./т, сейчас она в полтора раза больше фактической оптовой цены на внутреннем рынке (35,77 тыс. руб.). Правительство установило слишком высокую условную цену, это приводит и к неоправданно высоким выплатам по демпферу, говорит Турукалов.

“Механизм демпфера, очевидно, нуждается в доработке. Однако правительство не собирается менять что-то в срочном порядке”, – считает Громадин.

В марте нефтяные компании уже поднимали вопрос о выплатах по демпферу в 2020 г. из-за низких цен на нефть и предлагали поменять формулу расчета, рассказывал ранее федеральный чиновник. Им объяснили, что формулу, конечно, поменять можно, но в этом случае правительство просто на ту же сумму поднимет НДПИ: в кризисные времена бюджету надо помогать.

Как это сказывается на продавцах бензина на АЗС. Низкие цены на оптовом рынке привели к росту маржинальности бизнеса на автозаправках, где цены стабильны и не снижаются. По данным Refinitiv, маржинальный доход АЗС с начала года вырос на 3,8 п.п. до 17,3%. Но с учетом падения реализации удвоились и издержки на литр для владельцев заправок, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. Таким образом, рост маржи в рознице за счет падения оптовой цены не исправит общую негативную ситуацию для переработки, уверен он.

Дополнительные меры по поддержке переработки пока не обсуждаются, сказал федеральный чиновник. Законодательство в части переработки нефти нужно корректировать, но после карантинного периода, заявил президент и совладелец «ЛУКойла» Вагит Алекперов.

Стабилизировать ситуацию можно, снизив нормативы реализации нефтепродуктов на бирже, говорит источник, близкий к одной из нефтяных компаний. Пока, несмотря на падающий спрос, НПЗ по-прежнему обязаны выставлять на биржевые торги 10% от объема производства по автобензинам и керосину и 6% по дизельному топливу.

По данным “Аналитики товарных рынков”, ситуация на рынке бензина может начать выправляться в мае: многие нефтяные компании планируют дополнительные простои НПЗ помимо майских ремонтов. Снижение переработки нефти примерно на четверть и активный экспорт нефти и нефтепродуктов сами по себе приведут к сокращению продаж моторных топлив на бирже и поспособствуют росту биржевых цен, указывают эксперты.

Представители Минэнерго и крупнейших российских нефтяных компаний “Роснефть”, “ЛУКойл” и “Газпром нефть” пока не ответили на запросы. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version