Когда внешние обстоятельства становятся крайне неблагоприятными, это приносит не только минусы, но и какие-то плюсы. Снижение спроса на удобрения на мировом рынке, удешевление сельхозпродукции и транспортные проблемы – это плохо. Однако даже в таких условиях можно перенаправить торговые потоки и переключиться на выпуск других продуктов.
Хорошее. Самым ярким примером стала Индия. В результате карантина производство NPK-удобрений в стране уменьшилось до 560 тыс. т на 12% в марте по сравнению с мартом прошлого года. Это привело к значительной активизации спроса на импортные объемы. По оценкам Argus, только на этой неделе индийские заказчики купили 170 тыс. т комплексных удобрений. Таким образом, за апрель-июнь в страну должно поступить 345 тыс. т этих продуктов, на 80 тыс. т больше, чем годом ранее. При этом марокканский производитель удобрений OCP впервые отправит в Индию 25 тыс. т марки 12-32-16. Обычно этот продукт отгружают российские поставщики. От активизации спроса выиграли производители в Марокко, России и Иордании.
Отчасти рост спроса вызван необходимостью. Производство диаммонийфосфата в Индии сократилось из-за карантина. Кроме того, OCP уменьшил отгрузки фосфорной кислоты на индийский рынок и вместо этого стал отправлять готовый диаммонийфосфат.
Кроме того, в Перу компания Misko Mayo частично возобновила добычу фосфорной руды, поскольку местные власти признали работу этого предприятия необходимой. Правительства многих стран разрешили заводам по выпуску удобрений и сырья для их производства продолжить работу в условиях карантина и ограничений, чтобы обеспечить бесперебойные поставки этих продуктов.
В Китае удешевление энергоносителей привело к уменьшению себестоимости карбамида и, следовательно, безубыточной цены на экспортные партии этого удобрения.
Плохое. Самая большая проблема для рынка удобрений в нынешних условиях – логистика. В качестве примера можно привести ситуацию с перевозками карбамидо-аммиачной смеси (КАС). Падение цен на нефть привело к росту спроса на танкеры для ее хранения. В результате количество свободных судов для перевозки КАС из балтийских портов уменьшилось. Российским поставщикам пришлось переключиться на аренду танкеров меньшей грузоподъемности, так как ставки фрахта за неделю повысились почти на 50%.
Особенно страдает от карантина Юго-Восточная Азия. Стандартный хлористый калий в Малайзии подешевел, потому что владельцы плантаций не могут производить пальмовое масло в обычном режиме. Спрос на карбамид на внутреннем рынке Мьянмы почти отсутствует, так как карантин продлен до конца апреля.
Кенийские власти приостановили упаковку сыпучих грузов в порту Момбасы из-за социального дистанцирования. Это может привести к задержкам с поставками удобрений.
Злое. Самые серьезные опасения вызывают долгосрочные последствия текущей ситуации для спроса на удобрения, используемые в сельском хозяйстве.
Наиболее уязвимыми в условиях внешних шоковых событий часто становятся страны с наименее устойчивой экономикой. Падение спроса на текстильную продукцию из-за Covid-19 может больно ударить по производству хлопка в Западной Африке, где закупки удобрений обычно начинаются в конце III квартала и продолжаются в IV квартале. Спрос на удобрения в этом регионе снизится, как и доходы аграриев. Африканский рынок, с одной стороны, в целом не слишком велик. Однако для рынка NPK-удобрений это очень важный регион. Согласно оценкам Argus, с августа каждого года Западная Африка закупает около 850 тыс. т комплексных удобрений различных марок. Таким образом, сокращение спроса в данном регионе вызовет тревогу у всех производителей. Последствия пандемии будут ощущаться на рынке еще долгое время, хотя она еще не закончилась. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)