Первичная переработка нефти на российских НПЗ в апреле уменьшилась на 75 тыс. т/сут. по сравнению с мартом, но повысилась на 7 тыс. т/сут. относительно апреля прошлого года, до 735,7 тыс. т/сут. (22,07 млн. т), согласно предварительным данным Министерства энергетики страны. В текущем году снижение нефтепереработки оказалось более резким, чем сезонное уменьшение загрузки заводов в апреле 2019 г.
Средний показатель первичной переработки нефти на НПЗ России в январе-марте составил 805 тыс. т/сут. что на 2,8% превышало показатель аналогичного периода прошлого года. В том числе в марте российские НПЗ перерабатывали 811 тыс. т/сут. нефтяного сырья.
Компании определяют загрузку НПЗ с учетом динамики стоимости нефтяного сырья и в зависимости от спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке и за рубежом. При этом переработка нефти в России, как правило, снижается в марте-мае, поскольку в этот период на многих крупных заводах одновременно проводятся профилактические ремонты оборудования.
Но загрузка российских НПЗ в апреле уменьшилась более резко, чем в прошлом году: снижение составило 9,3% относительно уровня марта или 8,7% по сравнению со средним показателем января-марта, следует из данных Минэнерго. В апреле 2019 г. переработка нефти на заводах сократилась лишь на 3,3% относительно марта или на 6,9% по сравнению со средним показателем января-марта 2019 г.
В текущем году определенное влияние на загрузку НПЗ оказывает резкое снижение спроса на нефтепродукты в России и за рубежом из-за ограничения мобильности населения на фоне пандемии Covid-19. По оценкам Минэнерго России, за первые 20 дней апреля реализация бензина на российских АЗС снизилась на 40-50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, дизельного топлива – на 30%. Спрос на авиационный керосин в России в первой половине апреля был более чем на 50% ниже показателя прошлого года, поскольку международное авиасообщение прекратилось в конце марта, а внутренние авиаперевозки резко сократились.
Несмотря на такое снижение спроса на нефтепродукты в России, производство бензина на НПЗ страны в первые 20 дней апреля сократилось менее значительно – примерно на 16%, а выпуск дизельного топлива увеличился на 6-7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост производства дизельного топлива был связан с тем, что спрос на этот российский продукт на экспортных рынках оставался достаточно высоким, пояснял министр энергетики Александр Новак 22 апреля на заседании Государственной думы.
Несмотря на снижение мобильности населения и экономической активности в мире на фоне пандемии коронавируса, потребление дизельного топлива, значительные объемы которого используются грузовым транспортом и специальной техникой, снижается медленнее, чем спрос на автомобильный бензин. При этом Россия экспортирует около половины производимого дизельного топлива, тогда как выпускаемый на НПЗ страны бензин отгружается преимущественно на внутренний рынок. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)