Химия Украины и мира

Россия: Поставщикам удобрений не удается обойтись без экспортных портов за пределами страны

В перспективе ближайших нескольких лет российские производители удобрений не смогут отгрузить запланированные объемы продукции на экспорт без использования терминалов в Прибалтике и Финляндии.

Россия в прошлом году произвела почти 52 млн. т минеральных удобрений, что является рекордным показателем, увеличение к 2018 г. – почти 5%. В перспективе выпуск удобрений будет расти, при существующем дефиците перевалочных мощностей производители будут продолжать использовать порты Эстонии, Латвии и Финляндии, прогнозирует эксперт в отрасли минеральных удобрений Антон Антонов.

Доля российских удобрений, отгружаемых на экспорт, достигает 70%, в основном через порты Балтийского и Черного морей, из них в 2019 г. 10,34% отгрузок производилось через терминалы на Черном море, 89,66% – на Балтике (порты Рига, Мууга, Силламяэ, Котка, Санкт-Петербург, Усть-Луга), с недавнего времени удобрения стали переваливать и в порту Мурманск.

Объем экспорта удобрений растет, для перевалки дополнительных объемов этого вида груза задействуются преимущественно порты Балтийского моря и Мурманск, отметил эксперт. Поставки удобрений по железной дороге в направлении портов северо-запада увеличились в 2019 г. на 1 млн. т до 22 млн. т.

По портам распределение следующее: 64% российских минеральных удобрений (хлористый калий, карбамид, моноаммонийфосфат, диаммонийфосфат, аммиачная селитра и другие) экспортируется через российские порты, 19% – через порты Эстонии, 10% – финскую Котку, 7% – через порты Латвии, 0,2% – через литовскую Клайпеду.

По российским портам доли такие: Санкт-Петербург – 9,8 млн. т, Усть-Луга – 2,8 млн. т, Мурманск – 1,16 млн. т, Выборг – 0,13 млн. т.

Ведущие российские производители удобрений “Уралхим”, “Еврохим”, “Акрон”, “Фосагро” управляют терминалами для перевалки в портах стран Прибалтики и Финляндии, они продолжат экспортировать свою продукцию через них в ближайшие годы, уверен Антонов. В России пока нет достаточного количества мощностей, чтобы весь объем экспорта направить только через отечественные порты.

Совокупный объем поставок российских удобрений через порты Балтии и Финляндии продолжает расти. При этом прирост поставок в российские порты выше, чем в порты сопредельных государств. Суммарный прирост в портах Эстонии, Латвии и Финляндии в 2019 г. составил 170 тыс. т сухих минеральных удобрений, в российских портах – почти 600 тыс. т.

В перспективе нескольких лет в РФ может быть реализован ряд проектов по строительству терминалов для перегрузки удобрений, крупнейший из них – комплекс компании “Ультрамар” в порту Усть-Луга. Еще один проект по строительству морского специализированного терминала по перевалке минеральных удобрений и апатитового концентрата в морском порту Мурманск реализуют компании “Фосагро” и “Инфотек Балтика”. Однако до завершения строительства терминалов дефицит портовых мощностей будет оставаться достаточно весомым, без перевалочных мощностей в Прибалтике и Финляндии российским производителям не обойтись, считает он. По его мнению, даже при ухудшении политической ситуации и отказе от использования прибалтийских портов для производителей удобрений сделают исключения. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)

Exit mobile version