Рост спроса на полимерную упаковку в марте и апреле на 15-20% вызвал оживление на рынке полиэтилентерефталата (ПЭТФ) и уже в мае российские производители сырья повысили цены. После этого многие компании-переработчики переключились на более доступное китайское сырье, а российский рынок ПЭТФ-гранул оказался перенасыщенным.
В структуре потребления российского рынка бутылочный ПЭТФ составляет порядка 94% объема первичного ПЭТФ, на волоконный, листовой и пленочный ПЭТФ совокупно приходятся оставшиеся 6%. Суммарная мощность по выпуску ПЭТФ в России в настоящее время составляют 635000 т. В 2019 г. было произведено 602000 т первичного ПЭТФ. Это чуть ниже, чем в 2018 г., что связано с остановкой завода “Полиэф”.
Опрошенные специалистами группы CREON участники рынка отметили, что из-за вынужденной самоизоляции и дождливого мая продажи прохладительных напитков в ПЭТФ-таре сократились более чем на 25% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года.
Одновременно российские производители сырья, почувствовавшие рост потребления в марте и апреле, подняли спотовые цены. После этого переработчики в мае увеличили закупки более дешевого первичного ПЭТФ из Китая, который по окончании карантина нарастил объемы выпуска. Сложившаяся ситуация привела к затариванию складов и профициту на российском рынке.
“Российские производители сырья завысили цены, переработчики начали закупать сырье в Китае, поэтому за первые пять месяцев доля импорта в сегменте ПЭТФ огромна. К концу мая российские производители цены опустили, так что постепенно будет заметен возврат к российскому ПЭТФ. Ситуация была не очень приятная, ведь так теряются клиенты, бизнес вел себя не стратегически, а в расчете на краткосрочную выгоду”, – говорит источник в отрасли. Действительно, спотовые котировки российских заводов за первую неделю июня снизились с 80000 руб./т и приблизились к контрактным ценам, составив 72000-74000 руб./т.
Спад на рынке напитков, рост в сегменте упаковки. Заметнее всего потребление просело в сегменте газированных напитков, в первую очередь премиальных. “Люди начали экономить и ситуация отразилась на премиальной группе напитков. Грубо говоря, дети, может, и получат свою сладкую воду, но это будет уже более дешевый сегмент”, – поделился источник в отрасли.
Также рынок ПЭТФ-тары отметил изменение спроса в пользу крупной тары: если ранее большей популярностью пользовалась бутыль объемом 0,33 л, то сейчас тренд смещается в сторону бутылей объемом от 1 до 5 л. Но, невзирая на существенное сокращение спроса на бутылочный ПЭТФ в мае, переработчики ожидают восстановление уровня потребления к лету – при условии жаркой погоды. “Мы ждем оживления с приходом жаркого сезона, – говорит эксперт. – Если оценивать рынок по месяцам, то рынок падает, но если брать в сумме период с января по май, то 2020 г. показывает прирост порядка 10%”.
Эксперты также отметили рост спроса на ПЭТФ-упаковку. “Мы замечаем возврат к пластику, который снова становится другом каждого”, – говорит производитель оборудования для ПЭТФ-упаковки. Так, в марте-апреле резко вырос спрос на пластиковую тару для упаковки продуктов питания. Однако уже в мае, после того, как уличная торговля была приостановлена, а рестораны – закрыты, этот сегмент просел на 75%.
“В целом потребление сильно изменилось: тот же eat-to-go ушел как класс, хотя развивался бурными темпами, рестораны закрыты, люди сидят дома. Подсолнечное масло в начале поднялось, потом упало. 2020 г. и 2019 г. нет никакого смысла сравнивать друг с другом, они принципиально разные”, – отмечает крупный производитель.
Куда движется рынок. Участники рынка довольно осторожны в долгосрочных прогнозах. Однако в отрасли намечаются новые проекты в сфере производства, оборудования и рециклинга, появляются новые игроки. “Скорее всего, этот год будет не столь масштабным по инвестициям, но идет тенденция по вложению средств в промышленность, производство и переработку. И это реальные деньги”, – говорит источник в отрасли.
По настоящий момент наиболее востребованными сегментами остаются фармацевтика и пищевая пленка, с марта показывающие рост порядка 20% ввиду взрывного спроса на средства индивидуальной защиты и онлайн-доставку.
Также российские производители в период пандемии увеличили выпуск ПЭТФ-листов, которые сейчас используются в магазинах, банках, на автозаправочных станциях, других организациях, где требуется предотвращать физические контакты между людьми. Так, компания “ЭкоПЭТФ” увеличила ежедневный выпуск продукции на 4,5% и, по словам генерального директора Александра Аникеева, загрузка мощностей предприятия в настоящий момент составляет 109%.
В целом эксперты сходятся во мнении, что рынок упаковки будет и дальше расти, но его фокус будет смещаться в сторону более дешевой и низкомаржинальной упаковки.
“Мы продолжаем считать, что мощности для ПЭТФ-гранул и продукции в России надо наращивать, так как спрос восстановится, а рвение законодательно ограничивать полимерную упаковку притихло. Из-за глобального профицита сырья импортная альтернатива всегда доступна, но для развития рынка по-прежнему востребованы и российские гранулы, и преформы, и, тем более, продукция переработки. Более того, надеюсь, что и вторичная переработка ПЭТФ увеличится в объеме и найдет спрос”, – прокомментировал Николай Асатиани, генеральный директор Creon Energy Asia. (Rcc/Химия Украины и мира)