Скудное оснащение отечественных лабораторий и устаревшие методические указания, по которым они работают, не позволяют эффективно контролировать качество пестицидов в России и правильно определять их остаточные количества в продуктах питания. Об этом, в частности, свидетельствуют участившиеся возвраты экспортируемых партий продукции отечественного растениеводства, не прошедшей проверку в зарубежных испытательных центрах.
Ситуацию усугубляет несоответствие международных и российских стандартов пестицидов, отсутствие в стране должного контроля импорта средств защиты растений, а также их оборота и применения в целом. В компании “Август” назвали меры, которые могли бы усовершенствовать сферу надзора за ХСЗР.
Рынок химических средств защиты растений (ХСЗР) в России продолжает интенсивно расти вслед за развитием АПК. Новые препараты при регистрации проходят всесторонние токсикологические, экологические, гигиенические и прочие необходимые испытания, а недавно в этот процесс была внедрена обязательная проверка действующего вещества на его соответствие международным требованиям. Производители пестицидов обязаны оформлять декларацию о соответствии, подтверждая, что выпускают именно тот продукт, который прошел регистрационные испытания. Вместе с тем, это не в полной мере защищает аграриев от приобретения некачественных ХСЗР.
“Производство пестицидов в России подлежит обязательному контролю, однако ввоз импортных препаратов сегодня предусматривает лишь проверку документов на таможне, что позволяет средствам с непроверенным составом попадать на рынок. Существуют примеры, когда на регистрационные испытания передавались качественные препараты с оригинальным действующим веществом, но в продажу по их свидетельству о регистрации поступал абсолютно другой ввозной продукт. Недостаточно барьеров и для оборота ХСЗР, не зарегистрированных в России и ввозимых нелегально, так как применение пестицидов “в полях” не проверяется с тех пор, как соответствующие полномочия в 2011 г. утратил Россельхознадзор. Данное ведомство могло бы снова взять на себя контроль оборота и применения ХСЗР – изымать для контрольных проверок партии препаратов и при необходимости принимать серьезные меры”, – считает Владимир Алгинин, заместитель генерального директора по общим вопросам компании “Август”.
Как отмечают эксперты компании, действующие российские стандарты (ГОСТ Р 51247-99 “Пестициды. Общие технические условия” и ГОСТ 21507-2013 “Защита растений. Термины и определения”) также отвечают потребностям рынка не в полной мере. Например, там не содержится подробных характеристик современных препаративных форм, а их виды не соответствуют международным стандартам. Кроме того, не заданы максимумы и минимумы вариабельности показателей – в частности, по содержанию в препаратах действующих веществ.
Комплекс этих факторов ставит под вопрос качество продовольствия, производимого в России. Последним форпостом системы контроля являются анализы по определению остатков пестицидов в продукции. Однако далеко не каждая отечественная лаборатория, даже имеющая аккредитацию, способна качественно их выполнить.
“Примеров, когда наша агропродукция, уходя на экспорт, возвращается назад, уже достаточно много: лаборатории за границей выявляют в ней остаточные пестициды, которые там или полностью запрещены, или превышено их допустимое количество. И если не изменить ситуацию с качеством контроля в отрасли внутри страны, неясно, что станет с экспортом. Вопрос очень серьезный: объем российского агроэкспорта сегодня выше, чем объем экспорта вооружений. И это не говоря уже о внутреннем потреблении и здоровье наших граждан”, – отмечает Владимир Алгинин.
“Оснащение ряда лабораторий в нашей стране находится на уровне 80-х годов, – констатирует Лариса Елиневская, начальник департамента разработки препаративных форм компании “Август”. – Так, определение остатков пестицидов в продукции зачастую все еще проводится методом тонкослойной хроматографии (ТСХ), который позволяет выявить лишь факт наличия этих остатков. В то время как для всех применяемых веществ уже разработаны и утверждены в виде методических указаний современные методики газовой и высокоэффективной жидкостной хроматографии, позволяющие определять величину остаточных количеств пестицидов с высокой точностью. Однако получить аккредитацию в области определения остатков пестицидов, используя устаревший метод ТСХ, лабораториям позволяют соответствующие методические указания (МУК), регламентирующие его применение для выявления следов пестицидов в продукции еще со времен СССР. Прекращение действия данных МУК могло бы стимулировать модернизацию лабораторий и улучшить контроль качества продукции АПК в России”.
Уровень оснащения лабораторий влияет – что не менее важно – и на контроль качества собственно пестицидов: зачастую там невозможно определить, соответствует ли препарат требованиям технических условий (ТУ). Для производителей это затрудняет получение декларации о соответствии, кроме того, усложняет споры между ними и аграриями по поводу эффективности того или иного препарата. Если какое-либо средство не подействовало, его направляют в лабораторию, чтобы проверить, соответствует ли количество действующего вещества заявленному. Но найти центр, оснащенный современными хроматографами, на данные которых можно положиться, непросто.
“Некоторые лаборатории предлагают заказчикам применять метод ТСХ и для определения количества действующего вещества в препарате. Но он ориентирован на выявление следов пестицидов, а не на расчет количества компонента, на который может приходиться треть и более объема препарата: применение здесь данного метода я бы образно сравнила с измерением расстояния до Луны сантиметровой линейкой. В итоге аграрии платят за бесполезный анализ, а из-за его огромной погрешности неразрешенными остаются вопросы, был ли некачественным сам пестицид или его неправильно применили”, – говорит Лариса Елиневская.
Действительно ли на заводах производителей ХСЗР выпускаются зарегистрированные препараты, проверяет Россельхознадзор и другие надзорные органы, но огромное значение имеет и внутренний контроль качества на предприятии. Так, в компании “Август” добровольно была внедрена корпоративная интегрированная система менеджмента, соответствующая международным стандартам ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001. Таким образом, внутри компании осуществляется менеджмент качества, контроль за соблюдением условий безопасного труда работников и контроль за экологической безопасностью производства мирового уровня. На каждой производственной площадке компании “Август” есть служба качества и центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ), а на заводе в Вурнарах – Научно-производственный центр (НПЦ). Методики контроля у лабораторий едины и создаются на уровне головного офиса – в Департаменте разработки препаративных форм. Контроль начинается с сырья: отдел технического контроля (ОТК) “на входе” проводит отбор проб от каждой партии, а лаборатории анализируют их. Некачественное сырье сразу блокируется. Если лаборатория дает разрешение на использование сырья, начинается производство, причем на каждой из его стадий проводятся специальные анализы промежуточной продукции.
“Когда изготовление препарата завершено и продукт уже находится в фасовочном реакторе, но фасовка еще не начинается, оттуда отбирается проба и проводятся анализы на соответствие препарата ТУ. Если все нормально, дается разрешение на фасовку”, – рассказывает Владимир Алгинин.
Уже после фасовки ОТК снова проводит отбор препарата из канистр. На этом этапе формируются так называемые представительская и арбитражная пробы. По результатам анализа представительской пробы выписывается паспорт на препарат, а арбитражная проба необходима, чтобы подтвердить качество продукта в случае возникновения спора. Обе пробы хранятся на складе арбитражных проб на протяжении всего срока годности препарата.
Чтобы потребитель мог проверить подлинность продукта, значит, и его качество, в компании “Август” внедрили систему серийной маркировки продукции для АПК по стандарту GS-1. Ее особенность состоит в том, что код на каждом продукте содержит не только регистрационный номер продукта, но и уникальный серийный номер упаковки. Проверить подлинность продукта можно, просканировав его в специальном приложении, установленном на обычный смартфон. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)