В июле 2020 г. поставки российского СПГ в Европу снизились к прошлогоднему уровню на 4,5%; в июне произошло снижение на 10,5%. По данным информационной платформы Gas Infrastructure Europe, это уже второй месяц кряду, в течение которого спрос на российский сжиженный газ в Европе падает. И это при том, что в последние 2,5 года спрос на СПГ на европейском направлении бурно рос.
На текущий момент европейские хранилища газа имеют рекордный уровень наполненности (85% на последнюю отчетную дату) после рекордно теплой зимы, а, к примеру, в Бельгии – уже “забиты” почти 98%. В то же время у каждой импортирующей СПГ страны ЕС прослеживаются совершено разные тенденции.
Самая переменчивая динамика – на терминале GATE LNG в Роттердаме, который связан с голландской торговой площадкой TTF, самым ликвидным хабом Европы. Если в июне поставки СПГ в Нидерланды год к году упали на 74%, то в июле выросли на 39%. Прирост поставок в Роттердам в июле обеспечили “Ямал СПГ” (четыре после двух танкеров месяцем ранее) и США (два после одного).
Поток СПГ в Великобританию хоть и снижается, но он все еще существенно выше прошлогоднего (на 82%). Поставки СПГ в Бельгию сократились на 51%, Францию – на 22%. Польша, активно развивающая импорт СПГ в пику поставкам из России, встретила сотый с момента открытия своего терминала груз СПГ. Однако поставки СПГ в национальную сеть во второй половине месяца упали в 3,5 раза к предыдущему месяцу, а в целом за июль регистрируется снижение год к году на 20%.
В надежде на будущее . В сокращении поставок газа в страны ЕС нет ничего страшного, говорит трейдер проекта “Жизнь в Трейдинге” Дмитрий Орлов. Мы до сих пор занимаем второе место по поставкам СПГ в страны ЕС после Катара – по итогам 2019 г., согласно докладу Минэкономразвития, Россия немного уступила ближневосточному эмирату (23,52 млн. т), но смогла обогнать США (12,72 млн. т).
МЭР подтвердило свои прогнозы на будущее – согласно докладу министрерства, к 2024 г. Россия достигнет минимальной отметки 44 млн. т. И, уверен Дмитрий Орлов, незначительное понижение спроса из-за отсутствия свободных хранилищ в странах ЕС не помешает России удерживать лидирующие позиции. Данные изменения также не смогут существенно повлиять на валюту или экономику страны.
Затоваривание хранилищ газом случилось вследствие того, что европейские потребители поспешили закупиться СПГ, пользуясь почти бросовыми ценами, поясняет шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. Итоговая выгода от этого шага для покупателей очевидна, но поскольку восстановление производственного уровня стран Европы от карантинного дна займет не меньше 6-9 месяцев, то и промышленный спрос на “голубое топливо” пока недостаточный, да и потребности частных потребителей в своих домах в летний сезон явно невелики. Точно так же переполнены и газом, и нефтью резервуары в Китае, где НПЗ даже не успевают перерабатывать закупленные объемы с той же скоростью, с которой они заполнялись.
Но, говорит аналитик, все это не системные, а временные явления, связанные исключительно со всплеском пандемии, которая имеет неплохие шансы постепенно сойти на нет если не к концу этого года, то к началу следующего – правительства стран Европы не имеют никаких намерений подвергать свои экономики и граждан повторным всеобъемлющим жестким ограничениям. Соответственно, делает вывод Петр Пушкарев, и для “Газпрома”, и для “НОВАТЭКа” текущая ситуация обернется чувствительными, но лишь временными убытками. Но из-за пониженного спроса пока не время поддерживать и прежние объемы производства, а тем более их наращивать. И главный фактор дальнейшего развития ситуации с экспортом СПГ – именно скорость и сроки убыли рисков от коронавирусной инфекции для экономик стран-потребителей, а вовсе не конкуренция по сжиженному газу с США.
Российское – выгоднее. Вскоре российские компании смогут снова нарастить поставки на рынки Европы – по себестоимости добычи, переработки, транспортировки российский СПГ выходит выгоднее американского. Закупки СПГ из США будут однозначно предпочитать лишь несколько стран Восточной Европы, лидеры которых склонны принимать такие решения куда больше из соображений политического союзничества, а возможно и личной выгоды, а вовсе не исходя из экономической целесообразности. Тем более, что цены на СПГ из США держатся благодаря скидочным “акциям”, которые показательно устраивает американское правительство, беря на себя издержки, но так не будет вечно – а значит, и экономическая целесообразность станет еще ниже.
Даже на китайском направлении, где закупки американского СПГ являются частью соглашений между лидерами стран, чтобы снизить однобокие дисбалансы торговых потоков, российские производители этим летом смогли обогнать США по объемам поставок СПГ, нарастив их с 67 тыс. т в июне 2019 г. до 396 тыс. т по данным за июнь 2020 г. Причем показатель поставок сжиженного газа в Китай из РФ подрос на 20,7% и в месячном выражении, то есть уже за время выхода из спада. При этом американский импорт СПГ в Китай составил 340 тыс. т, увеличился он лишь на 2,4% с мая.
Так что, заключает Петр Пушкарев, перспективы российских производителей СПГ не должны вызывать опасений. Плохо только, что “Газпром” недополученные прибыли в Европе компенсирует повышением оптовых цен на газ и для промышленников, и для населения внутри страны.
Затянувшаяся болезнь. И все же столь низкие цены на СПГ на международном рынке – негативная ситуация абсолютно для всех производителей “голубого топлива” в любом его виде, отмечает главный аналитик ГК “Алор” Алексей Антонов. Для них встает вопрос формирования максимально лояльного ценообразования и поддержания позиций на всех возможных рынках сбыта. С точки зрения российских производителей газа есть определенный позитив – себестоимость газа в России по сравнению с США относительно невысокая, при развитой трубопроводной инфраструктуре поставки можно оперативно переориентировать на нуждающиеся рынки, чего не смогут сделать США из-за зависимости от сложной морской логистики.
В целом, заключает эксперт, ожидать пика поставок СПГ в Европу в третьем квартале не стоит, ЕС закончит с накоплением резервов и будет постепенно наращивать закупки не раньше начала 4 квартала. Не будет ценовых скачков вверх и на спотовых площадках, поскольку, когда внутри ЕС спрос начнет возрастать, на рынок могут вернуться ранее закупленные объемы. (Rcc/Химия Украины и мира)