Флагман украинского химпрома – ОПЗ – под бдительным руководством Фонда госимущества уже полгода ищет партнера по поставке газа и реализации продукции. Об этом в авторском материале пишет директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
Весной “отшили” самого Игоря Коломойского, который предлагал $77 за переработку тонны карбамида и $39,5/т аммиака. “Сбили” с уникальной формулировкой: слишком хорошие условия, подозрительно это.
Но самое интересное было потом: контролируемая Коломойским нефтегазодобывающая контора “Укрнефтебурение” пригрозила судами, но по итогу не только не подала иск, “плюсы” даже не показали ни одного тематического сюжета! Как такое возможно?! Кто мог успокоить скандального олигарха? Заводчане говорят, что во все времена завод был в орбите “портрета”. Отлично просматриваются эти следы и при нынешнем режиме.
По версии моих источников, в качестве отступных ИВК пошли навстречу в вопросе “Центрэнерго”, непонятным образом оказавшееся в руках олигарха после победы Зеленского.
Кто же загружает завод? С августа 2019 г. давальцем ОПЗ является компания “Агро Газ Трейдинг” (АГТ).
На начало этого года в ней трудились 8 (восемь) человек. Весьма интересной деталью деятельности компании является покупка в первом полугодии 2020 г. АГТ 7 (семи) мерседесов последней модели GLS 400 суммарной стоимостью около 25 млн. грн. Могу предположить, что машины разъехались по многочисленным бенефициарам этого проекта вокруг госпредприятия.
Так вот, после срыва весеннего конкурса договор с АГТ был пролонгирован. Договора подписывает и. о. председателя правления ОПЗ Николай Синица, который по закону может быть и. о. лишь три месяца, но спокойно сидит там с января. Мало того, прогрессивный и неподкупный Фонд госимущества наделил его полномочиями подписывать договора с лимитом 10 млрд. грн. По сути, нынешний глава ОПЗ нелегитимен, но в ФГИ этого как будто не замечают.
В июле была предпринята вторая попытка провести конкурс на давальца. Скандал случился быстро: на старте “сбили” двух новичков-претендентов – азербайджанский “Сокар” и ОККО. Уже тогда стало понятно, что АГТ тянут за уши в светлое будущее. “Сокар” заблокировал конкурс в суде… Похоже, еще со времен Кучмы в Баку никак не могут понять и принять, что слова украинских президентов мало чего стоят. Еще прошлыми летом Владимир Зеленский пилил селфи с шаурмой на АЗС “Сокар”, а глава президентского офиса Андрей Богдан осенью торжественно возил делегацию компании на ОПЗ с прицелом на приватизацию. И после всего этого международного трейдера “сбивают” при попытке начать работу с этим самым ОПЗ.
Что делает менеджмент ОПЗ? Сначала всячески тянет с апелляцией, а затем по отработанной схеме предлагает просто пролонгировать договор с АГТ. Мол, завод может остановиться, социальное напряжение, отток кадров и т. д.
Решение приняло правление, теперь его должен утвердить набсовет, состоящий из чиновников ФГИ. Думаю, вопрос решен.
Но, не зрадой единой! Подсветка происходящего на ОПЗ дала свои плоды. С перепугу АГТ предложила резко повысить плату за переработку карбамида – до $67/т, тогда как в первом квартале платили $48, а после весенней выходки Коломойского приподняли до $51. Пару долларов накинули и на переработку аммиака. В накладе восемь сотрудников АТГ не останутся: по моим расчетам, в первом полугодии 2020 г. они заработали около $25 млн.
Если применить новую ставку переработки, прибыль сократилась бы до $15 млн. Очень недурно! Для куда более многочисленных коллективов такой заработок особенно в карантин – фантастика.
Также отметим, что и предложенная “Укрнефтебурением” весной ставка тоже дала бы давальцу $9 млн. заработка, что, как говорится, тоже на дороге не валяется. Интересно, кто-то ответит за упущенную государственным заводом прибыль?
Также весьма интересна позиция “Нафтогаза Украины”. Ему ОПЗ должен за газ 2,2 млрд. грн. За возможность поставлять газ на ОПЗ соревнуются разномастные трейдеры, прибыль хорошо просчитывается, бери и работай.
Можно и возврат долга контролировать, и неплохо заработать. В приводимом протоколе говорится, что в июле НАК изъявила желание посотрудничать, но документы на тендер в этом же июле почему-то не подала. Что это – свойственная НАКу нерешительность или Коболева тоже успокоили, как и Коломойского?
Интересна также и судьба заблокированного конкурса.
На данный момент происходящее вокруг ОПЗ перечеркивает все попытки главы ФГИ Дмитрия Сенниченко создать себе имидж эффективного госменеджера.
В медиа-среде все чаще возникает вопрос: сколько стоят услуги привлекаемых Фондом госимущества пиар-компаний, кто за эти услуги платит и зачем они вообще нужны государственному учреждению?
Неспособность провести конкурс на выбор партнера Одесского припортового, явное подыгрывание частной структуре и поддержка нелегитимного директора предприятия – это уже далеко не случайное стечение обстоятельств.
Не зря люди шутят, что Сенниченко дважды не взял взятку за ОПЗ, потому что имеет намного больший интерес при сегодняшней конфигурации загрузки предприятия. И этот интерес не обязательно материальный: кураторы схемы наверху просто не оставляют ему иного выбора. Необходимость дальнейшей “правильной” работы и последующей “правильной” подготовки к приватизации ОПЗ является гарантией его дальнейшего пребывания на этой должности. (Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, enkorr.ua/Химия Украины и мира)