В сентябре импорт дизельного топлива составил 604,2 тыс. т, что практически соответствует показателю сентября прошлого года (607,8 тыс. т). Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на оперативные данные.
Белорусские НПЗ, удерживавшие лидерство по импорту дизтоплива в летние месяцы, сократили поставки на треть – с 316 тыс. т в сентябре 2019 г. до 223,3 тыс. т в сентябре 2020 г. Высокий уровень импорта белорусского ДТ в сентябре прошлого года был связан с замещением объемов поставок российского трубопроводного ресурса, который был приостановлен после введения специальных пошлин. Доля белорусского ресурса в общем импорте сократилась с 52% в сентябре прошлого года до 37% в сентябре 2020 г.
За счет более чем двукратного роста импорта доля российского ресурса за отчетный месяц выросла с 17% до 40%. В частности, из России в сентябре были импортированы 242,5 тыс. т против 103,6 тыс. т ДТ в сентябре прошлого года. Рост в первую очередь произошел за счет прямых ж/д поставок. На них пришлись 89 тыс. т дизтоплива, что в четыре раза больше показателя сентября прошлого года (31,4 тыс. т). Поставки дизтоплива из РФ через белорусский трубопроводный терминал в Гомеле выросли на 12% до 79,2 тыс. т, по трубопроводу “Прикарпатзападтранс” в Украину было поставлено 74,1 тыс. т.
В сентябре стабильность показали импортные поставки из Литвы – 55,3 тыс. т, что полностью соответствует объему сентября прошлого года. Между тем, импорт через морские порты в прошлом месяце просел на 38% по сравнению с сентябрем-2019, до 81 тыс. т.
По итогам девяти месяцев импорт ДТ составил 4565 тыс. т, что на 1,7% (77,7 тыс. т) превышает показатель за аналогичный период 2019 г. При этом существенно изменилась структура поставок. Так, в январе-сентябре текущего года доля морских поставок ДТ выросла на 52% до 632 тыс. т по сравнению с январем-сентябрем 2019 г. (416 тыс. т). Доля поставок из РФ изменилась незначительно – с 41,5% в январе-сентябре 2019 г. до 42,6% (1 946 тыс. т) за девять месяцев 2020 г.
“Белорусская нефтяная компания” (БНК) провела предварительные переговоры с крупнейшими контрагентами и анонсировала намерение поднять премии на ДТ в 2021 г. на $5/т. Украинские компании недовольны высокими премиями на белорусские нефтепродукты, которые выше, чем, например, для польского рынка. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)