Нефтехимической отрасли отведено особое место в “зеленом курсе”, которым экономика Евросоюза намерена следовать в ближайшие десятилетия.
Несмотря на ожидаемое снижение потребления традиционного топлива, роль нефтехимической продукции на европейском рынке будет только возрастать, и этой перспективой уже сегодня способны воспользоваться российские компании. Но вместе с чисто производственными задачами нефтехимическим предприятиям придется постоянно работать над экологической репутацией – эта тема стала одной из главных в рамках онлайн-конференции независимого ценового агентства Argus “Нефтегазохимия – 2020: СНГ и глобальные рынки”.
“Мы все – послы нашей отрасли”, – подчеркнула в своем открывавшем конференцию выступлении Дороти Арнс, генеральный директор Европейской ассоциации дистрибуторов химических продуктов. По ее мнению, правильное позиционирование нефтехимического производства в социуме – одна из самых главных задач для этого сектора, учитывая его нынешнее восприятие в массовом сознании. Отчасти, дала понять Арнс, это связано с элементарным невежеством: европейская молодежь, хорошо усвоившая природоохранную идеологию и в связи с этим по определению подозрительно относящаяся к отраслям типа нефтехимии, с трудом представляет, что, к примеру, мобильный телефон более чем на 90% представляет собой нефтехимическую продукцию.
Между тем именно нефтехимия, по словам Дороти Арнс, уже давно задает собственные повышенные экологические стандарты: тонна сокращения выбросов в производстве первичных нефтехимических продуктов дает как минимум 3-4 т сокращения выбросов в дальнейших переделах. В 1990-2017 гг. объем выбросов в нефтехимической отрасли Евросоюза снизился на 58% при одновременном росте производства более чем на 80%. При этом нефтехимические компании остаются самым крупным инвестором в европейском химическом секторе, несмотря на очень высокие издержки. В 2018 г. стоимость этилена для производителей Евросоюза почти вдвое превышала аналогичный показатель для компаний в Северной Америке и почти втрое для компаний с Ближнего Востока, а значительное бремя регуляторной нагрузки ведет к тому, что соответствие нормам и требованиям Евросоюза ежегодно обходится отрасли в EUR10 млрд.
Сегодняшний главный вызов для европейской нефтехимии, отметила Дороти Арнс, состоит в необходимости сохранять конкурентоспособность в борьбе с производителями США и Ближнего Востока, одновременно вписываясь в реалии “зеленого курса” Евросоюза, предполагающего, что любой аспект создания добавленной стоимости регулируется природоохранным законодательством. Переход к экономике замкнутого цикла, декларируемый Евросоюзом, требует ухода от линейных бизнес-моделей в сторону сотрудничества разных секторов по всей цепочке добавленной стоимости, но именно это, по словам эксперта, и является сильной стороной глубоко интегрированной экономики Евросоюза.
Европа потребляет в год 80 млн. т химического сырья – заменить эти объемы альтернативной продукцией практически невозможно, поэтому нефтехимия и в рамках “зеленого курса” будет оставаться одной из важнейших отраслей. Однако тотальный переход к вторичному и повторному использованию продукции нефтехимии приведет к очень серьезным структурным сдвигам даже на таком насыщенном и диверсифицированном рынке, как Евросоюз.
На практике реализация “зеленого курса” в Евросоюзе чем-то напоминает советские пятилетки: вслед за утверждением рамочных документов тут же возникают опережающие начинания.
Характерным примером может служить принятая в начале 2018 г. Европейская стратегия по пластикам, предполагающая, что к 2030 г. вся пластиковая упаковка на европейском рынке должна стать перерабатываемой. Всего через несколько месяцев после ее утверждения немецкая отраслевая ассоциация пластиковой тары и упаковки поставила задачу к 2025 г. обеспечить, чтобы как минимум 90% упаковки из домохозяйств были пригодны к вторичной переработке или многократному использованию. А в марте 2019 г. Европарламент принял решение с 2021 г. запретить продажу одноразовой пластиковой посуды. Пандемия коронавируса ускорила многие зеленые “инициативы”, что лишь обостряет вызовы для нефтехимических компаний.
В то же время, отметил Чак Венеция, старший вице-президент Argus по мировому рынку продуктов нефтехимии, до пандемии полимерная упаковка очень негативно воспринималась общественностью из-за ее воздействия на окружающую среду. Но спровоцированный коронавирусом всплеск спроса на средства личной гигиены, индивидуальной защиты и одноразовую упаковку существенно изменил имидж полимерных изделий.
Теперь широкая общественность уже не воспринимает этот сегмент в настолько черных тонах, а сбор и повторное использование пластиковых отходов фактически ведет к его расширению: в перспективе можно ожидать, что полимеров в целом будет использоваться больше, они будут становиться легче и эффективнее. По прогнозу Argus, до 2024 г. мировой прирост пиролизных мощностей составит порядка 182 млн. т этилена к 2019 г., что позволит удовлетворить растущий спрос на продукцию нефтехимии. В частности, по полиэтилену ожидается рост мощностей на 22%, в том числе за счет увеличения доли России. Российские нефтехимические компании воспользовались резко изменившейся конъюнктурой для расширения своей доли рынка.
По словам Алексея Кравченко, директора по работе с ключевыми клиентами логистической компании FESCO, Россия и страны СНГ стали исключением в ситуации, когда мировая химическая отрасль показала снижение. В этом году российским компаниям удалось сохранить позиции за счет недавнего ввода в эксплуатацию комплекса “ЗапСибНефтехим”, отсутствия остановок производств, а также переориентации части производства на полиэтилен, спрос на который возрос. По прогнозу аналитического центра Российского энергетического агентства, который представил заместитель его руководителя Анастас Гатунок, объем российского выпуска полиолефинов при сбалансированном сценарии к 2030 г. вырастет до 12,7 млн. т, а потенциальный экспортный ресурс полиолефинов составит 8,3 млн. т в год.
При этом российским производителям придется все более активно играть по правилам, задаваемым Евросоюзом, в том числе из соображений увеличения присутствия на этом рынке, и это также предполагает опережающие обязательства. Как сообщил на конференции Argus директор по устойчивому развитию ПАО “СИБУР Холдинг” Максим Ремчуков, в принятой в конце прошлого года стратегии устойчивого развития компании поставлена цель достичь производства ПЭТФ с содержанием вторичных гранул не менее 40%. Соответствующий проект, начатый на предприятии “Полиэф”, должен быть реализован ко 2 кварталу 2022 г. на базе вторсырья – пластиковой бутылки. По словам представителя “СИБУРа”, это серьезный вызов, поскольку России с ее невысоким качеством обращения с отходами приходится догонять постоянно растущие европейские стандарты, но есть шансы, что начатая в стране “мусорная реформа” сможет стимулировать спрос на пластиковое вторсырье. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)