Химия Украины и мира

Украина: Причины “акцизного” обострения

Трудно припомнить период, когда вокруг налогов на нефтепродукты было столько ажиотажа и споров. На момент написания этого материала в парламенте находились четыре законопроекта, предлагающих три варианта ставок акцизов на бензин, дизтопливо и сжиженный газ. Кто выиграет и проиграет, зачем все это? Попробуем объяснить.

Акциз иногда называют налогом на товары не первой необходимости. Алкоголь, табачные изделия, автомобили, топливо, предметы роскоши – все это человек потребляет тем больше, чем лучше ситуация в его стране и в его личном кармане.

Страна понемногу выкарабкивается из экономической пропасти, продажи подакцизных товаров и, в частности, топлива растут. Вероятно, эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Помимо общей стоимости горючего, акцизная политика государства важна тем, что может определить структуру спроса на разные марки топлив. В последние годы эта политика благоволила к сжиженному газу, который за счет вчетверо меньшего акциза, чем на бензин, и втрое меньшего, чем на дизтопливо, с 2013 г. увеличился в объеме более чем в два раза и превысил 2 млн. т. По использованию автогаза на транспорте Украина – уже недосягаемый номер один в мире, а по абсолютному объему потребления – в пятерке крупнейших на планете.

Главной жертвой роста спроса на газ стал бензин, потребление которого за последние семь лет упало вдвое – с 4,2 до 1,9 млн. т. Свой вклад в удушение бензина сделало и дизтопливо, мода на которое пришла к нам из Европы. Все же помнят “евробляхи”.

Основная интрига нынешнего “акцизного” обострения – попытка остановить дальнейшую газификацию и реанимация спроса на бензин.

Сегодня акцизы на нефтепродукты составляют от 52 евро за 1000 л сжиженного газа (около 13% в цене топлива на колонке) до 213,5 евро за 1000 л бензина (около 31%). Дизтопливо облагается ставкой 139,5 евро, что составляет около 19,5% конечной цены.

Как и видов топлива, можно выделить три ключевые стороны, имеющие свои “акцизные” интересы.

Первая – государственный бюджет. Топливный акциз составляет более 60 млрд. грн. и наполняет Дорожный фонд, откуда финансируется строительство и ремонт дорог – ключевая программа президента Зеленского. Если налоги снижать, фонд потеряет деньги, и наоборот. Соответственно, нужно либо оставлять все как есть, либо корректировать ставки, чтобы в итоге выйти на тот же объем средств.

Вторая – потребители. Акциз напрямую определяет стоимость топлива. Ситуация неоднозначная, ведь снижение акциза на бензин приведет к его удешевлению, а повышение налога на сжиженный газ – к подорожанию. Все обсуждаемые варианты новой конфигурации акцизов предусматривают сохранение неизменной ставки на дизельное топливо. И если понижение цен поддерживают все, то подорожание газа, естественно, не нравится его потребителям. К сторонникам потребителей автогаза следует отнести газотрейдеров. Их текущая ситуация более чем устраивает, ведь продажи дешевого газа растут. А интересы потребителей бензина отстаивает ассоциация розничных сетей АЗС, которая обладает огромной и незагруженной инфраструктурой по реализации бензина. Кроме того, бензин остается более маржинальным продуктом, чем сжиженный газ, где бои идут за копейки.

Третья – продавцы топлив, а именно импортеры газа и производители бензина в Украине. “Газовики” за последние пять лет инвестировали деньги в инфраструктуру для реализации и хранения так стремительно развивающегося в спросе ресурса. Поэтому, разумеется, хотят сохранить рост рынка. Технология нефтепереработки такова, что в любом случае процент отбираемого бензина очень велик. В свою очередь, сжиженного газа из сырья отбирают не более 5%. Хочешь ехать – заплати унифицированную плату, предлагают переработчики. Это будет означать снижение привлекательности сжиженного газа и повышение популярности бензина, что даст спрос на продукцию НПЗ. Заводы небезосновательно говорят, что будут вынуждены остановиться, если потребление бензина продолжит падать.

Вот в этом треугольнике при поддержке трейдеров проходят ожесточенные дебаты. Рассмотрим существующие предложения и их вероятные последствия.

Дорогая экономия. Ничего не менять, а еще лучше – зацементировать на несколько лет текущую пропорцию акцизов на автогаз и бензин, – такова позиция газотрейдеров, поднакачавших бицепсы по мере роста рынка автогаза. Большинство потребителей давно вернуло свои затраты на установку в машину газобаллонного оборудования и теперь просто экономят за счет низкого налога. По той же причине дешевле бензина все чаще стоит и дизтопливо, да и западный автопром выпускает отличные дизельные машины. Бензину в этой ситуации ничего хорошего не светит. Тезисы риторики газотрейдеров прописаны в законопроектах Нины Южаниной (“Европейская солидарность”) и группы “слуг народа” во главе с нардепом Холодовым.

Для нефтепереработчиков и смежных отраслей это смерть. Чтобы конкурировать с импортным топливом, необходимо наращивать переработку нефти и тем самым сокращать удельные затраты на тонну топлива. Но как увеличивать переработку, есть автоматически будет расти и невостребованность бензина? По словам Сергея Федоренко, коммерческого директора “Укргаздобычи” – одного из двух оставшихся в отрасли нефтепереработки предприятий, отправка на экспорт не покроет затрат на приобретение нефти. Другими словами, перерабатывать сырье на заводе станет невыгодно.

Федоренко считает, что если ничего не менять, через 1-2 года перед одним из двух украинских НПЗ встанет вопрос остановки. “Если все оставить как есть, с нынешних 1,9 млн. т потребление бензина через 2-3 года достигнет 1,6 млн. т. Учитывая, что 30% будет занимать импорт, оставшиеся 1,12 млн. т бензина – это меньше нашего суммарного производства, значит, кто-то будет вынужден уйти”, – говорит топ “Укргаздобычи”.

Что будет, если заводы остановятся? Это смертельно ранит “Укртранснафту”, которая подает нефть на Кременчуг из моря и украинских месторождений. Аналогично с “Укрнафтой”: сегодня ее нефть уходит на “Укртатнафту” по импортному паритету цены, а в случае исчезновения ключевого потребителя она будет вынуждена экспортировать сырье, сразу потеряв миллиарды. Ну и главное: исчезновение собственной переработки толкнет страну в объятия России и Беларуси, сделав полностью подконтрольной. К этому добавим автоматический рост цен (зависимым дешево не продают), но теперь уже на все позиции и сжиженный газ в том числе. О последствиях для бюджета не будем даже говорить.

Другими словами, сегодняшняя экономия автолюбителей на ГБО может обойтись всей стране очень дорого.

Операция “унификация”. “Укртатнафта” и “Нафтогаз Украины” (владеет Шебелинским ГПЗ) просили власти увеличить акциз до 87 евро за 1000 л на газ еще в 2018 г. Сегодня переработчики предлагают самый смелый вариант – сделать единую ставку акциза на все виды моторных топлив в 139,5 евро (сегодняшняя ставка на ДТ). Логика такая: все желающие кататься должны платить государству одинаково, как в муниципальном транспорте. Очевидные последствия – торможение и постепенное сокращение объемов сжиженного газа, параллельно – рост спроса на бензин (как за счет автогаза, так и дизтоплива, ведь в таком случае цена бензина на стеле АЗС будет ниже “дизельной”).

Как и любые радикальные предложения, это имеет свои недостатки. Главный и самый очевидный из них – рост цены на газ, значит, увеличение транспортных расходов населения и части бизнеса. Газовики, разумеется, пугают депутатов и чиновников подъемом цены на 5 грн./л. “Укртатнафта” же говорит, что при определенном стечении обстоятельств газ вообще может не подорожать. Правда, как всегда, где-то посередине.

Расчет влияния новых ставок – дело нетрудное. Вариант “унификация” предполагает рост акциза на газ на 87,5 евро и снижение “бензиновой” ставки на 74 евро за 1000 л. Сверху набросим еще НДС. Выходит, что при нынешнем курсе евро (33,27 грн.) 1000 л газа подорожают на 3493 грн./л, бензина – подешевеют на 2954 грн./л (или 3,5 и 2,95 грн./л).

Останется ли газ выгодным? Это зависит от соотношения цен на бензин и автогаз. Мы взяли за основу ретроспективные цены за 2018-2020 гг. и наложили на них рассчитанные выше изменения. Выходит, что реализация сценария “унификация” дает соотношение 64% (в 2018-2020 гг. оно составляло 44%).

Это значит, что езда на газе подорожает, но останется ощутимо выгоднее бензина, особенно для транспорта с большими пробегами (небольшие грузовики, такси). Этими же категориями, очевидно, и ограничится список желающих использовать ГБО в дальнейшем. А вот для “частников”, привыкших “отбивать” ГБО за 2-3 месяца, этот срок растянется до 1,5-2 лет.

С таким ценовым соотношением автомобилисты не уйдут с газа, однако при выборе нового транспорта уже обратят внимание на бензин. И, что очень важно, не на дизельное топливо! Предлагаемый нефтепереработчиками вариант сделает бензин почти на 2 грн./л выгоднее ДТ. В Сербии, пример которой любят приводить сторонники бесполезности акцизных корректировок, именно низкий акциз на дизель привел к росту использования этого ресурса после повышения ставок акциза на сжиженный газ.

В итоге можно прогнозировать, что рынок автогаза будет сокращаться темпами, чуть меньшими, чем выбытие транспорта с ГБО из эксплуатации – 1-2% в год. Дизтопливо сохранит прирост за счет коммерческих перевозок (ни бензин, ни дизель в этом сегменте не котируются). Бензин же имеет шанс забрать на себя основную часть прироста потребления в частном секторе.

Бюджетное “за”! Несколько иной вектор развития получит рынок в случае реализации альтернативного законопроекта, поданного группой депутатов во главе с Андреем Герусом, руководителем комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКУ. Сближение ставок на бензин и газ до 169,5 и 124,5 евро соответственно сделает ценовую динамику более плавной, а соотношение цен ниже 60%.

Ценовые параметры в данном случае дают основания прогнозировать чуть больший прирост потребления моторных топлив в стране и новый спрос на газ, хоть и на минимальном уровне. Бензин и дизтопливо, скорее всего, разделят основной прирост между собой.

Чем же ощутимо отличаются проекты, так это эффектом для бюджета. Прогнозируется, что “унификация” принесет в бюджет дополнительных 195 млн. евро, а проект Геруса – более 240 млн. евро или +13% к прогнозным сборам за текущий год. Это мощный аргумент для Кабмина, но это будет означать рост затрат на топливо для населения.

Очевидно, нам предстоит стать свидетелями дальнейших торгов. В частности, уже можно услышать пропорции 170/100 евро (бензин/газ), 180/90 евро, хотя конкретных законопроектов с ними еще нет. Что есть – так это ощущение, что большинство участников обсуждения понимает: изменения необходимы. Как видим, каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы, а также в разной степени пересекается с интересами населения и государства. (Аналитик “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн, Зеркало недели/enkorr.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version