Минэнерго подготовило проект дорожной карты по развитию мини-СПГ, идет подготовка региональных программ газификации и развития газомоторного транспорта. Несмотря на значительный потенциал монетизации газа в сжиженном виде, сегодня большая часть опций нежизнеспособна. Требуются дополнительные стимулы как для производителей, так и для потребителей, а также проработка вопроса развития российских мощностей по производству оборудования в перспективных зонах роста спроса.
На данный момент уровень газификации в России составляет 71%, а в ближайшие 10 лет в рамках поручения президента Минэнерго России ставит амбициозную цель завершить программу, доведя этот уровень до 83%. При этом обеспечить все населенные пункты страны трубным сетевым газом не представляется возможным из-за их удаленности от ЕСГ и низких объемов потребления. Поэтому особое внимание при газификации таких объектов уделяется автономным способам, в частности мини-СПГ. Кроме того, ужесточение глобальной экологической повестки открывает перед мини-СПГ новые возможности по поставкам топлива для нужд моторного транспорта и судов.
Сегодня в России работают 11 малотоннажных заводов СПГ, однако их загрузка находится в пределах 50%. Основными каналами сбыта для них являются промышленность, ГМТ или бункеровка судов.
Ряд производств для обеспечения рентабельности также поставляет часть объемов за рубеж. К примеру, “Газпром трансгаз” в Екатеринбурге осуществляет экспортные поставки в Казахстан, ООО “СПГ” в Нижнем Бестяхе налаживает поставки СПГ в Монголию, “Криогаз” в Пскове и Высоцке вывозит СПГ в Европу, а “Сибирь-Энерго” в Новокузнецке реализует СПГ как газомоторное топливо для карьерной техники и грузовых автомобилей угледобывающих компаний. При этом неаффилированные с “Газпромом” компании могут экспортировать СПГ либо через агентские соглашения, либо путем создания совместного предприятия с “Газпромом”.
Газификация с помощью мини-СПГ может быть эффективной альтернативой строительству сети газопроводов протяженностью свыше 100-150 км. СПГ для домохозяйств, транспортируемый до регазификационной установки с последующей подачей в местный газопровод, как и сетевой газ, отпускается по регулируемой цене. По свободным ценам СПГ может поставляться населению только в баллонах. Поэтому поставки сжиженного газа населению экономически целесообразны только при наличии якорного промышленного потребителя.
При поставках промышленным потребителям и котельным СПГ конкурирует с завозными нефтепродуктами, хотя новый вид топлива может потребовать альтернативной логистической схемы. Каждый проект строительства мини-СПГ в зоне ЕСГ должен выдержать конкуренцию с сетевым газом. В восточных регионах страны СПГ-газификация зачастую является безальтернативным вариантом ввиду удаленности потребителей от единой системы газоснабжения, низкой плотности населения и высокого потенциала замещения угля и завозных нефтепродуктов. Сейчас регионы только начинают включать в свои программы газификации перевод промышленных объектов и население на СПГ. При формировании благоприятных условий потенциал производства мини-СПГ на Дальнем Востоке может превысить 3-4 млн. т.
На данный момент использование СПГ в качестве автомобильного топлива менее распространено по сравнению с компримированным газом (КПГ). Это обусловлено меньшей стоимостью КПГ (эквивалент 16,9 руб./л ДТ против 26 руб./л ДТ для СПГ) и необходимого оборудования, а также наличием инструментов государственной программы поддержки ГМТ в виде КПГ. Это подтверждается и численностью российского газового автопарка – менее тысячи автомобилей на СПГ против 180 тыс. авто на КПГ.
Приоритетной нишей применения СПГ в качестве ГМТ остается его использование на транспортных средствах с высоким расходом топлива: карьерная техника, грузовые автомобили и автобусы. Это связано с тем, что КПГ характеризуется в 5 раз более коротким пробегом на тот же объем топливного бака по сравнению с дизтопливом и в 3 раза по сравнению с СПГ.
Мощным толчком для развития бункеровки на СПГ стало ограничение по использованию высокосернистых топлив (IMO 2020). До 2030 г. российскими компаниями заявлен ввод в строй 71 судна на СПГ-топливе, что потребует порядка 0,9 млн. т СПГ в год. Ключевым ограничением на данный момент является отсутствие готовой инфраструктуры для заправки судов этим видом топлива. Но реализация таких проектов является экономически эффективной, поэтому ожидается, что СПГ-бункеровка будет развиваться параллельно с увеличением трафика судов на СПГ.
На данный момент можно выделить три потенциально эффективных направления сбыта СПГ в малотоннажной форме: замещение нефтепродуктов в промышленности и котельных, бункеровка и сбыт через крио-АЗС.
По состоянию на начало 2020 г. в РФ было заявлено около 40 проектов по созданию малотоннажных производств по сжижению газа общей производительностью около 6,2 млн. т в год. Их полномасштабная реализация пока ограничена как соображениями инвестиционной эффективности, так и неразвитостью рынка потребления. Для увеличения инвестиционной эффективности инициаторы проектов могут использовать различные инструменты поддержки, но развитие рынка требует координированных усилий стейкхолдеров по всей цепочке создания стоимости. В противном случае большинство заявленных сегодня проектов может остаться только на бумаге. (Старший консультант VYGON Consulting Екатерина Колбикова, консультант VYGON Consulting Артем Лебедской-Тамбиев, oilcapital.ru/Химия Украины и мира)