Обработанные пробиотики широко используются в косметических продуктах для воздействия на микробиом кожи, но лишь немногие составы содержат штаммы живых бактерий. Аналитики рынка заявляют, что этот тренд интересен с точки зрения маркетинга, но производство и применение таких продуктов чревато определенными сложностями.
Многие косметические продукты для местного применения во всем мире содержат пробиотики, большинство из которых представлено в виде обработанных фракций или очищенных компонентов, например, стерилизованные (убитые нагреванием) пробиотики. Другие составы включают постбиотики, которые были иммобилизованными или “мертвыми” вариантами живых бактерий.
Эксперты в уходовой косметике до сих пор не могут ответить на вопрос, насколько целесообразно и экономически выгодно применять живые формы микроорганизмов в косметической продукции. Так, Одри Гениш, эксперт по активизации заявлений в L’Oreal Research & Innovation, заявила: “Я думаю, это интересно с точки зрения концепции, но куда сложнее включить живые бактерии в косметическое средство. Тем более, что она должна быть безопасной, а также быть хорошо защищенной от чужеродных микроорганизмов. Очень сложно достичь этих двух целей: быть чистой без бактерий и включить живые бактерии”.
Мари Драго, основатель косметического брэнда Gallinee, специализирующегося на микробиоме кожи, согласилась и отметила, что ее команда рассматривала возможность использования живых бактерий на ранних этапах разработки продукта, но в конечном итоге решила работать со стерилизованными пробиотиками. По ее словам, работа с живыми пробиотиками в составах для ухода за кожей немедленно означала более короткий срок хранения, полный переворот в существующей логистике и риски, связанные с размножением других бактерий в продукте или на коже.
На вопрос, может ли использование охлаждающей техники стать решением проблемы, Драго ответила, что такой вариант возможен, но для того, чтобы концепция действительно оказалось востребованной, форматы розничной торговли должны были бы измениться, чтобы предложить охлаждаемое пространство в отделах магазинов, в которых продаются уходовые средства.
Гениш также отметила, что эффекты стерилизованных и обработанных пробиотиков были доказаны, а использование постбиотиков задокументировано как повышение общей эффективности состава, поэтому, если было принято решение включить живые бактерии, производители должны были “быть уверены, что это принесет реальные дополнительные преимущества, потому что это сложная область для понимания”.
Косметическим брэндам также придется тщательно учитывать две основные области регулирования при разработке косметических продуктов с использованием живых штаммов бактерий. Во-первых, торговые марки и производители должны будут рассмотреть правила выращивания этих видов бактерий – правила биотехнологии, на которые могут наложить ограничения в зависимости от штамма. Во-вторых, промышленность должна быть уверена, что конечный продукт подпадает под определение косметики. Для того, чтобы продукт считался косметическим в Европе и в большинстве стран мира, он должен представлять собой вещество или смесь веществ, что применяется снаружи к частям тела или в полости рта с целью достичь косметической пользы и не более того.
Вместе с тем, живые бактерии можно считать косметическим ингредиентом, если продукт соответствует требованиям Косметического регламента. (cosmetology-info/Химия Украины и мира)