Объем поставок автомобильных бензинов на украинский рынок в 2020 г. вырос на 9,1% по сравнению с предыдущим годом – до 2122,3 тыс. т. Это лучший результат за последние четыре года. Об этом сообщила “Консалтинговая группа “А-95”.
Доля украинских НПЗ в балансе рынка выросла до 48,2%, импорта – уменьшилась до 51,8%. Годом ранее это соотношение составляло 46,6% к 53,3%. Внутреннее производство бензинов выросло на 12,7% до 1023 тыс. т. Основной вклад в эту динамику внес Кременчугский НПЗ, который нарастил выпуск продукта на 17,6% до 884,2 тыс. т. Второй внутренний производитель – Шебелинский ГПЗ – сократил производство по сравнению с 2019 г. на 11% до 138,8 тыс. т.
За 2020 г. импорт бензинов вырос на 5,9% и составил 1099,4 тыс. т. Крупнейшая доля в импортных поставках остается за белорусскими НПЗ – 40% всего украинского рынка. Эти объемы выросли до 857,2 тыс. т (+24%). Поставки из Литвы сократились на 28,3% и составили 235,3 тыс. т.
Эксперты “Консалтинговой группы “А-95” считают, что рынок бензинов имеет значительный потенциал роста в случае коррекции ставок акцизного сбора, варианты которой находятся на рассмотрении в Верховной Раде. “Действующие ставки акцизов стимулируют потребление сжиженного газа и дизтоплива, которые мы вынуждены преимущественно импортировать. Установление справедливых топливных налогов и, как следствие, увеличение привлекательности бензина поможет вдвое нарастить переработку нефти и существенно снизить зависимость от импорта по всем маркам нефтепродуктов”, – заявил директор “Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
Крупнейший украинский НПЗ “Укртатнафта” на протяжении последних лет ведет борьбу за увеличение рынка автомобильного бензина, который с 2014 г. сократился вдвое из-за популярности сжиженного газа. С подачи компании в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, которым предлагается унифицировать акциз на бензин, автогаз и ДТ на уровне EUR139,5 за 1000 л.
Украинская ассоциация сжиженного газа через своих парламентских лоббистов во главе с Ниной Южаниной зарегистрировала законопроект, который предусматривает фиксирование соотношения ставок акцизного налога на автогаз на уровне 25% от ставки акциза на автомобильные бензины.
Компромиссным эксперты называют еще один проект закона, инициатором которого является глава комитета ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус. Он предлагает уменьшить акциз на бензин с EUR213,50 до EUR169,5 за 1000 л и повысить акциз на СУГ с EUR52 до EUR124,50 за 1000 л. При этом акциз на дизельное топливо оставить на текущем уровне – EUR139,5/1000 л.
По данным “Консалтинговой группы “А-95”, объем поставок дизтоплива на украинский рынок в 2020 г. увеличился на 5,8% до рекордных за весь период наблюдений 7,39 млн. т. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)