Химия Украины и мира

Украина: Дело не в группе “Приват” – дискаунтеры продолжают продавать топливо “в минус”

В сфере розничной реализации нефтепродуктов продолжает наблюдаться аномальная ситуация, связанная с неадекватно низкими ценами в наиболее массовом сегменте рынка – сетей-дискаунтеров.

В частности, этот сектор фактически не отреагировал на повышение цен на 2 грн./л в крупнейшей национальной сети группы “Приват”, а лишь увеличил свое ценовое отставание. Эксперты Консалтинговой группы “А-95” объясняют это возросшим объемом фальсификата бензина, выпускаемого на мини-НПЗ и нефтебазах, а также массовым использованием схем по уходу от налогообложения.

Эксперты оценили себестоимость закупки импортных нефтепродуктов на основе месячного котировального периода и сопоставили их с текущими ценами четырех групп игроков розничного рынка: верхнего ценового диапазона – ОККО, WOG, Shell, Socar и ряда других (около 1200 станций); среднего ценового диапазона – KLO, Glusco, AMIC (400 АЗС); консолидированной сети группы “Приват” (1500 АЗС); нижнего ценового диапазона – БРСМ, Мotto, “Авантаж”, Marshal и другие (2800 станций).

При расчете были учтены типовые дисконты от стелы: 3,5 грн./л в премиальных сетях, 2 грн./л – у сетей среднего сегмента, 1 грн./л – у дискаунтеров, отсутствие скидок в сети “Привата”. Также были вычтены затраты АЗС на логистику и эксплуатацию АЗС в размере 1,5 грн./л.

В результате по состоянию на 26 января розничная маржа исследуемых групп АЗС на бензине А-95 составила: верхнего ценового диапазона – 1,2 грн./л (здесь и далее все значения без НДС); среднего ценового диапазона – 0,8-1,1 грн./л; “Привата” – 0,3 грн./л; нижнего диапазона – минус 0,9-1,1 грн./л.

На дизтопливе соответственно 2,8 грн./л, 2-2,7 грн./л, 1,6 грн./л и -0,5-+0,5 грн./л.

Несмотря на отрицательные показатели эффективности, сети дискаунтеров фактически проигнорировали возможность повышения цен после того, как крупнейшая сеть группы “Приват” повысила цены в начале февраля на 2 грн./л. “БРСМ-Нафта” выросла на 60 коп./л по бензину и на 25 коп./л по ДТ. Marshal оставил без изменений цены на бензин, прибавив к ДТ 50 коп./л. Сеть “Авантаж” сохранила цены на дизтопливо нетронутыми, бензин подорожал на 50 коп./л. Motto также произвела косметическую коррекцию: 50 коп./л на бензины и 30 коп./л на ДТ.

В Консалтинговой группе “А-95” отмечают, что продажа бензинов всех марок в сетях дискаунтеров является убыточной, реализация дизтоплива идет с минимальной рентабельностью, а в сетях Marshal и “Авантаж” – с отрицательной маржой.

“Сети дискаунтеров остаются существенно ниже “Привата”, что свидетельствует о том, что данный маркер уже не является для них важным”, – говорят в “А-95”.

В то же время первое за три месяца повышение цен “Приватом” наиболее существенно поддержали сети верхнего и среднего диапазона – они повысили цифры на ценнике на 1 грн./л. Тем самым эффективность реализации бензина А-95 у премиум-сегмента выросла на 40 коп./л до 1,6 грн./л, дизтоплива – на 60 коп./л до 3,4 грн./л.

“Все наши расчеты справедливы лишь в случае реализации заводских нефтепродуктов и без учета схем по уходу от налогообложения. Но результаты проведенных исследований говорят о том, что применять их к украинскому топливному рынку очень преждевременно”, – заявил директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.

По его мнению, аномальная ситуация с продажей топлива в эконом-сегменте рынка лишний раз подтверждает наличие в этом секторе большого объема нелегальной продукции мини-НПЗ и активного использования схем по оптимизации налогообложения. “Мы оцениваем объем производства безакцизного бензина мини-заводами в 30 тыс. т в месяц, в отдельные месяцы он достигает 20% рынка. Убытки госбюджета достигают 4 млрд. грн. в год. Правительство должно срочно принять меры по нейтрализации мини-НПЗ”, – отмечал ранее директор “А-95”.

В “А-95” также обращают внимание на высокую динамику импорта растворителей с содержанием октаноповышающих компонентов по итогам 2020 г. и в январе 2021 г. Среди импортеров уже отмечены отдельные дискаунтеры, в частности компании из орбиты сети “БРСМ-Нафта”.

По мнению экспертов, для борьбы с теневым рынком необходимо отменить мораторий на проверки бизнеса фискалами, который был введен на период карантина, а также ужесточить контроль за реализацией углеводородного сырья, присвоив ему статус подакцизного товара с нулевой ставкой. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version