Как сообщил исполнительный вице-президент Ассоциации чистого топливного аммиака (CFAA) Сигеру Мураки, Япония намерена инвестировать в сине-зеленые проекты по разработке аммиака в США и Австралии в рамках стратегии контроля всей производственно-сбытовой цепочки аммиака и сокращения затрат в долгосрочной перспективе.
Токио считает аммиак таким же стратегическим энергетическим ресурсом, как нефть и газ. Япония стремится создать к 2050 г. глобальную цепочку создания стоимости аммиака производительностью 100 млн. т/год и взять под полный контроль цепочку поставок для удовлетворения растущего спроса и использования потенциального роста спроса в Азии в соответствии с дорожной картой стратегии, которая была составлена на государственно-частном предприятии, совет по достижению цели декарбонизации страны.
Это первый случай, когда Япония сформировала государственно-частное партнерство для сотрудничества в крупномасштабном переходе на топливо. CFAA, группа японских и зарубежных фирм, государственных агентств и глобальных исследовательских институтов, стремится координировать усилия компаний из различных отраслей, которые участвуют во всей цепочке создания стоимости, при финансовой, нормативной и дипломатической поддержке правительства в запуске схемы на новое топливо.
“Нам нужна структура, в которой японские фирмы участвуют во всей цепочке создания стоимости, включая добывающую часть, которая может снизить общие затраты. Аммиак предлагает такую возможность”, – сказал Мураки 26 февраля.
Мураки, который также является исполнительным советником компании Tokyo Gas, сравнил совместные государственно-частные усилия по внедрению аммиака для использования в качестве топлива с переходом Японии на СПГ более 50 лет назад – то, что было осуществлено как чисто частная инициатива. Tokyo Gas и его коллега Tokyo Electric Power в 1969 г. начали импорт 960000 т/год СПГ из проекта СПГ на Аляске в США по 15-летнему соглашению с ConocoPhillips, за которым последовал импорт из Брунея в 1972 г. и Индонезии в 1977 г.
Позже правительство призывало и помогало японским энергетическим компаниям приобретать активы по добыче газа и СПГ в рамках усилий по обеспечению стабильных поставок и повышению энергетической безопасности по мере роста роли топлива и объема импорта. Но крупные компании и национальные нефтяные компании доминировали над доступом к прибыльным активам разведки и добычи, в то время как японские фирмы приобретали лишь ограниченные доли участия в новых проектах СПГ. В основном это проекты в Австралии, такие как проекты Ichthys, Queensland Curtis LNG (QCLNG) и Gorgon.
Государственно-частная поддержка. “Нам очень помогло то, что министерство торговли и промышленности создало совет для ускорения сотрудничества между правительством и частными предприятиями по внедрению аммиака в качестве топлива”, – сказал Мураки, имея в виду скорость процесса разработки политики, особенно в последний период. 18 месяцев, после того, как Япония начала обсуждение возможности использования аммиака в качестве топлива в 2013 г.
По словам Мураки, новые сине-зеленые проекты по разработке аммиака на побережье Персидского залива США, например, в Техасе и Луизиане, а также в Австралии и, возможно, Чили, предлагают привлекательные инвестиции, экологичность и прозрачность бизнеса. Ряд японских фирм согласовал совместные технико-экономические обоснования для разработки голубых и зеленых аммиачных и водородных проектов за рубежом, в том числе в Австралии , Новой Зеландии, Малайзии и России .
По его словам, Япония также заинтересована в сотрудничестве со странами-производителями нефти Ближнего Востока для разработки проектов цепочки поставок аммиака в рамках своей стратегии по поддержанию прочных связей и обеспечению стабильных поставок нефти. В отличие от американских и австралийских проектов, основанных на партнерстве частного бизнеса, дипломатические отношения также должны быть приняты во внимание для ближневосточных проектов. В прошлом году Ближний Восток поставил более 90% импорта сырой нефти в Японию.
Мураки лично заинтересован в разработке аммиака в Омане, который имеет потенциал в качестве поставщика экологически чистого аммиака из-за его обширных ресурсов солнечной и ветровой энергии. По его словам, поставки аммиака из Омана также могут доставляться без прохождения через Ормузский пролив. Японский торговый дом Sumitomo в январе запустил технико-экономическое обоснование для развития цепочки поставок водорода в Оман.
Японский спрос на аммиачное топливо, скорее всего, будет первоначально удовлетворен за счет серого аммиака в зависимости от его доступности и стоимости, поскольку страна отдает предпочтение быстрому созданию рынка аммиака. Мураки ожидает, что крупномасштабному проекту голубого аммиака потребуется несколько лет, чтобы достичь коммерциализации и начать новые поставки, включая процесс улавливания и хранения углерода (CCS).
Токио рассматривает возможность финансовой поддержки дорогостоящих технологий CCS, что побуждает японские компании вкладывать средства в развитие добычи нефти и газа, а также в развитие цепочек добавленной стоимости по аммиаку и водороду, которые включают часть цепочки добычи.
Тарифы на хаб. CFAA обдумывает планы по созданию узлового терминала, который сможет импортировать зеленый и синий аммиак специальными аммиачными перевозчиками и распределять его на прибрежных судах удаленным промышленным потребителям в соответствии со стратегией министерства транспорта по развитию порта с нулевым выбросом углерода в шести ключевых портах страны. По словам Мураки, три из шести портов – Токуяма-Кудамацу в префектуре Ямагути на западе Японии, Ниигата на северо-западном побережье Японии и Онахама на северо-восточном побережье – имеют потенциал для создания узлового узла, поскольку у них уже есть инфраструктура и крупные промышленные комплексы.
Но Мураки исключил отечественное производство голубого аммиака для использования в качестве топлива с использованием СПГ в качестве сырья из-за его высокой стоимости и ограниченного наличия земли для УХУ. Высокие цены на возобновляемые источники энергии также сделают внутреннее производство зеленого аммиака непригодным для использования в качестве топлива, особенно теплового топлива.
CFAA был запущен в 2019 г. с целью развития производственно-сбытовой цепочки синего и зеленого аммиака для использования в качестве топлива и содействия декарбонизации общества. Ожидается, что группа разработает международные стандарты использования аммиака в качестве топлива, а также схему сертификации для цепочки поставок аммиака в ближайшие годы в преддверии ожидаемого начала использования аммиака в топливе в Японии. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)