Химия Украины и мира

Мир: Беларусь нарастила экспорт топлива в Россию в 10 раз

Беларусь в прошлом году резко нарастила поставки топлива в Россию. Ввоз в страну легких нефтяных дистиллятов (в эту категорию входит преимущественно бензин) увеличился в 10 раз по сравнению с 2019 г. Фактически еще до идеи правительства предупредить топливный кризис за счет импорта из Беларуси (вице-премьер Александр Новак ранее поручил проработать такую возможность) поставки начали возрастать ускоренными темпами. Ввоз из соседнего государства теоретически мог бы сгладить рост цен на заправках, полагают эксперты. Но тогда придется адаптировать налоговую политику под белорусских производителей.

Рост закупок. В целом РФ в прошлом году закупила по таможенному коду 271012 “Легкие дистилляты и продукты” (включает прежде всего бензин) товары на $100 млн. – в два раза больше, чем в 2019 г. Больше половины импорта приходится на Беларусь – $55 млн., что в 10 раз больше, чем годом ранее.

Резкий рост поставок начался с апреля. В этом месяце РФ закупила из республики топлива на $11 млн., в следующем – на $16 млн. Затем импорт несколько замедлился: с июня по октябрь 2020 г. он составлял в среднем $3 млн. в месяц. А в ноябре резко подскочил до $9,5 млн.

Минэнерго и МИД должны до 15 апреля проработать вопрос о поставках бензина из Беларуси. Об этом со ссылкой на протокол совещания вице-премьера Александра Новака с руководством нефтяных компаний 30 марта сообщал “Коммерсант”.

Как заявили в Минэнерго, в 2020 г. на российском оптовом рынке сложилась ценовая ситуация, в условиях которой отечественные НПЗ при поставках на внутренний рынок уплачивали демпфер в бюджет, компенсируя ему сдерживание розничных цен в предыдущие периоды. При этом поставки топлива из Белоруссии демпфером не облагались. Это позволило НПЗ республики нарастить экспорт моторного топлива в РФ. В условиях 2021 г. демпфер сдерживает оптовые цены на российском внутреннем рынке и делает экспорт белорусского топлива в Россию экономически непривлекательным.

Примечательно, что правительство в прошлом году ввело мораторий на закупки за границей отдельных видов топлива. Постановление вступило в силу 25 мая, запрет продлился до октября. Цель меры в Минэнерго объясняли необходимостью защиты российских переработчиков, которые столкнулись со снижением спроса на нефтепродукты из-за пандемии COVID-19, от конкуренции со стороны поставщиков импортного топлива.

По всей видимости, с июня по октябрь из Беларуси в Россию ввозились не попавшие под запрет виды топлива, предположил старший аналитик “Альпари Евразия” (Минск) Вадим Иосуб. Но с начала IV квартала запрет был снят. Нефтепродукты из республики хлынули большим потоком – мораторий только усилил спрос на российском рынке, добавил он.

В целом ввоз нефтепродуктов в прошлом году оказался рекордным за последние пять лет. В денежном выражении сумма импорта по таможенному коду 2710 (включает все виды бензина, дизель, авиакеросин, судовое топливо, газойли, а также некоторые виды масел и мазутов) превысила $1 млрд. В натуральном – в РФ ввезли 1,2 млн. т нефтепродуктов. Большие объемы в последний раз были зафиксированы в 2015 г. Тогда было импортировано 1,3 млн. т нефтепродуктов на $1,1 млн.

Привлекательный рынок. В первой половине прошлого года рухнули мировые цены на нефть, вслед за ними в западных странах пошли вниз цены на нефтепродукты, напомнил Вадим Иосуб. На российском рынке стоимость топлива оставалась достаточно стабильной, фактически он стал премиальным для белорусских НПЗ, уверен он.

В апреле, когда РФ стала более привлекательным покупателем для производителей из дружественной республики, Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортер) после длительного перерыва с конца 2018 г. возобновила продажи на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). По данным агентства Argus, в апреле 2020 г. продажи моторного топлива в Россию приносили БНК на $100/т больше, чем поставки в направлении латвийского порта Вентспилс.

По данным Российского топливного союза (РТС), белорусский бензин с учетом доставки обходился покупателям на 500 руб./т дешевле, чем российский. Покупателями белорусского бензина стали южные регионы, Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, а также приграничные Смоленская и Брянская области. По словам трейдеров, поставки топлива из Беларуси позволяли балансировать спрос и предложение на бирже и сдерживать рост оптовых цен.

Поручение Александра Новака о возможном импорте бензина из Беларуси обнажает факт, что российская нефтепереработка не в состоянии производить топливо в необходимом количестве из-за повышенной налоговой нагрузки, полагает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации “Надежный партнер” (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Если мы не хотим полного отсутствия НПЗ, пора менять налоговый режим, пояснил он. Что касается прошлогоднего роста поставок из Беларуси, то это связано не с политикой, а исключительно с рыночными условиями в стране, добавил Дмитрий Гусев.

Оптовые цены в РФ показывают устойчивый рост в последние несколько месяцев, согласился руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко. В то же время реализация белорусских нефтепродуктов на своем внутреннем рынке лимитирована его небольшой емкостью. Сравнительно привлекательная Украина не всегда способна потребить запланированные объемы из Беларуси. А морские отгрузки на европейский рынок показывают негативный нетбэк, заявил эксперт.

Сдержать рост цен на бензин в России с помощью увеличения импорта из Беларуси теоретически можно – НПЗ республики производят в целом довольно серьезные объемы, которыми можно частично насытить потребности РФ, добавил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Но тогда российские заводы могут оказаться в дискриминированном положении из-за действия нефтяного демпфера, отметил он. Придется либо включать белорусских производителей в российскую налоговую политику, либо менять ее принципы.

Поставки нефтепродуктов из Беларуси – хорошая опция для сдерживания цен, согласился Вадим Иосуб. Через несколько лет будет запущен единый рынок энергоносителей в ЕАЭС, а продукция современных белорусских НПЗ соответствует высоким европейским стандартам качества и как нельзя кстати придется для российских потребителей.

По данным Минэнерго, объем производства автомобильного бензина в марте 2021 г. ожидается на 2,6% выше уровня аналогичного периода 2019 г., а объем отгрузки на внутренний рынок – на 8% выше уровня аналогичного периода 2019 г. Кроме того, запасы автомобильного бензина в марте достигли 1,66 млн. т и продолжают расти. (angi.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version