Химия Украины и мира

Китай намерен стать одним из ведущих экспортеров нефтепродуктов

Китай наращивает переработку и импорт нефти, несмотря на ограниченный спрос внутри страны. Поставки нефти в страну растут, несмотря на сообщения о полном заполнении нефтехранилищ. Китай опередил США по объемам первичной переработки нефти.

В этом году ожидается увеличение экспорта китайских нефтепродуктов более, чем на треть. Обостряется конкуренция среди поставщиков нефти на китайский рынок.

Рост переработки благодаря росту импорта. Первичная переработка нефти на китайских НПЗ в марте достигла на 19,7% больше по сравнению с тем же месяцем годом ранее. Значительный рост переработки объясняется восстановлением экономики Китая после пандемии коронавируса – пик заболевания пришелся на март 2020 г. – и накоплением запасов нефтепродуктов, прежде всего моторного топлива, перед сезоном проведения ремонтных работ на НПЗ.

По данным Национального статистического бюро КНР, в прошлом месяце переработка нефти на китайских НПЗ составила 59,79 млн. т (14,08 млн. барр./сут.) – на 19,7% больше по сравнению с тем же месяцем 2020 г. Совокупный объем переработки в первом квартале составил 174,04 млн. т, что на 16,5% больше, чем январе-марте прошлого года.

Увеличение переработки стало возможным благодаря росту импорта на 21%, что оказало существенную поддержку мировым ценам на нефть, несмотря на ожидания снижения поставок сырья для китайских НПЗ в преддверии плановых ремонтных работ.

Импорт нефти в марте достиг 11,69 млн. барр./сут. по сравнению с 11,08 млн. барр./сут. в январе-феврале. Кроме того, собственная добыча выросла до 4,02 млн. барр./сут. – на 0,13 млн. барр./сут. больше, чем средний показатель первых двух месяцев этого года.

Избыточные объемы нефти поступили в нефтяные хранилища. Пекин не предоставляет официальную информацию о стратегических и коммерческих запасах, но, по расчетам западных агентств, в марте они росли примерно на 1,63 млн. барр./сут. В январе-феврале запасы пополнялись в среднем на 920 тыс. барр./сут.

В прошлом году после введения жесткого карантина обвалились цены на нефть. Этим воспользовались китайские компании, которые начали активно скупать дешевое сырье по всему миру, в том числе в Европе. В Китай поступало нефти существенно больше, чем могли переработать НПЗ страны. Все избыточные объемы поступали в хранилища – стратегические и коммерческие. Западные агентства периодически сообщают о скором полном заполнении хранилищ в Китае. В конце февраля была распространена информация, что хранилища заполнены почти до отказа, накопленные запасы достигли огромного объема и могут обеспечить потребности страны в течение 100-120 дней. В связи с этим ожидалось резкое сокращение импорта нефти в Китай, что должно было привести к очередному обвалу цен на энергоносители. Однако китайские власти проводят очень гибкую политику с целью обеспечения потребностей страны в нефти: поощряется строительство новых хранилищ, создается единая нефтетранспортная система, позволяющая эффективно использовать все емкости для хранения нефти, увеличиваются нефтеперерабатывающие мощности.

Мощности НПЗ растут, несмотря на ограниченный спрос. Китай постоянно наращивает нефтеперерабатывающие мощности с целью обеспечить собственные потребности не только в нефтепродуктах, но и в продукции нефтехимии. По объемам первичной переработки нефти Китай в конце прошлого года опередил США, где во время пандемии коронавируса НПЗ существенно сократили объемы производства. Более того, Китай стремится стать лидером по экспорту нефтепродуктов в сопредельные страны.

Согласно последнему отчету Исследовательского института экономки и технологий (ИИЭТ) при CNPC, в этом году мощность китайских НПЗ достигнет 900 млн. т/г (18 млн. барр./сут.) – увеличение на 4,5% относительно 2020 г. CNPC – крупнейшая вертикально интегрированная нефтяная компания Китая с государственным участием, которая осуществляет добычу углеводородов внутри страны и за рубежом.

ИИЭТ ожидает, что спрос на дизельное топливо на внутреннем рынке в этом году составит 190 млн. т – снижение на 0,8% по сравнению с годом ранее. Рост грузовых перевозок после пандемии коронавируса не привел к увеличению спроса на дизельное топливо, поскольку оно замещается сжиженным природным газом – самым экологически чистым ископаемым видом топлива. Прогнозируется, что в этом году количество транспортных средств, использующих в качестве топлива СПГ, вырастет примерно на 30% и достигнет 1 млн.

В связи с ростом продаж легковых автомобилей потребление бензина в 2021 г. вырастет на 0,8% в годовом исчислении – до 157 млн. т. В этом году продажи легковых автомобилей вырастут до 21,7 млн., что на 7,5% больше, чем в 2020 г.

Потребление авиационного керосина увеличится на 13% год к году до 37,5 млн. т, что почти на 1 млн. барр. или на 2,7% меньше по сравнению с 2019 г., до начала пандемии коронавируса.

Из-за ограниченного спроса внутри страны китайские компании планируют значительно увеличить экспорт нефтепродуктов в сопредельные страны.

В прошлом году из-за введенных во время пандемии ограничений экспорт нефтепродуктов из Китая упал на 17,4% по сравнению с 2019 г. – до 41,52 млн. т. Больше всего упал спрос на авиационный керосин – почти в два раза.

Согласно прогнозу ИИЭТ, в этом году экспорт из Китая разных видов нефтепродуктов – в первую очередь моторного топлива – увеличится до 54,7 млн. т, что на 31,7% больше чем годом ранее. По мнению экспертов ИИЭТ, увеличению экспорта будет способствовать рост мировой экономики, за которым последует восстановление спроса на нефтепродукты. Отчет ИИЭТ указывает на то, что Китай намерен стать одним из ведущих экспортеров нефтепродуктов в мире.

Кроме нефтепродуктов Китай последние годы быстрыми темпами наращивает производство нефтехимической продукции – полиэтилена и других полимеров. В стране строятся не НПЗ, а нефтехимические комплексы.

В этом году планируется пустить установки по выпуску этилена – исходного сырья для производства полиэтилена -мощностью 8,45 млн. т/год, что является рекордным показателем для китайской нефтехимической отрасли. Совокупные мощности Китая по производству этилена увеличатся на 24% по сравнению с 2020 г., достигнув 43,63 млн. т/год, что сопоставимо с мощностями США.

В отличие от нефтепродуктов во время пандемии коронавируса потребление нефтехимической продукции в Китае увеличилось вследствие роста спроса на медицинские материалы. В 2020 г. потребление продуктов нефтехимии увеличилось на 4,6% по отношению к предыдущему году. В ИИТЭ считают, что рост нефтехимических мощностей продолжится в 2022 и последующие годы.

Конкуренция за китайский рынок. Россияи Саудовская Аравия являются крупнейшими поставщиками нефти в Китай. Россия в марте поставила 7,44 млн. т, уступив первенство Саудовской Аравии, которая экспортировала в Китай 7,84 млн. т. Между двумя странами развернулась жесткая конкуренция за лидерство в поставках нефти на китайский рынок. В марте Saudi Aramco – национальная нефтяная компания Саудовской Аравии – объявила, что ее приоритетом в течение ближайших 50 лет станет обеспечение энергетической безопасности Китая.

По официальным данным, поставки иранской нефти не осуществляются третий месяц подряд. Однако западные агентства сообщают, что в марте импорт нефти из Ирана в Китай достиг рекордного уровня – 3,75 млн. т. Китайские власти не предоставляют данные об импорте нефти из Ирана, поскольку эта страна находится под жесткими санкциями США. В прошлом месяце Китай заключил с Ираном долгосрочное соглашение, согласно которому Пекин намерен инвестировать в экономику Исламской республики $400 млрд. в течение 25 лет в обмен на поставки иранской нефти. Ряд экспертов полагает, что Иран в этом году станет третьим крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Из-за роста импорта иранской нефти Китай, который стремится к диверсификации поставок, может сократить закупки у Саудовской Аравии и России.

Россия имеет неоспоримое преимущество перед другими странами, поскольку может поставлять нефть в восточном направлении по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), пропускная способность которого достигает 80 млн. т. Трубопроводные поставки позволяют значительно сократить расходы, связанные с доставкой нефти потребителям. Поставки напрямую в Китай осуществляются по трубопроводу Сковородино – Мохе, который является отводом от ВСТО. Китайские компании также являются основными покупателями российской нефти, отгружаемой в порту Козьмино – конечном пункте ВСТО. Кроме того, российская нефть в Китай поступает через Казахстан по трубопроводу Атасу – Алашанькоу мощностью 10 млн. т/год. “Роснефть” – крупнейшая российская нефтяная компания – является монопольным поставщиком нефти в Китай трубопроводным транспортом. (1prime.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version