В январе-апреле импорт автомобильных бензинов в Украину вырос на 30% до 367 тыс. т. В том числе в апреле были ввезены 105 тыс. т или на 64,4% больше по сравнению с апрелем 2020 г. Об этом сообщили в Консалтинговой группе “А-95” по итогам специального исследования.
Крупнейшим поставщиком бензина остается Беларусь, на счету которой в апреле 83% импорта (87 тыс. т). Поставки из республики выросли практически вдвое. По этому направлению поставки увеличили практически все импортеры: ОККО, WOG, UPG, AMIC, пр. Наивысший результат прироста показал WOG – его белорусский импорт вырос почти впятеро до 17 тыс. т. При меньшем объеме, но почти вчетверо выросли поставки из Беларуси у KLO (4 тыс. т). Почти втрое нарастила поставки белорусского бензина “БРСМ” – с 3,7 до 11,5 тыс. т. Как и прежде, весь объем приходится на марку А-92, которую “БРСМ” в частности использует для приготовления бензина А-95 с использованием прямогонных фракций и октаноповышающих компонентов, включая ММА. Вдвое нарастил поставки белорусского бензина крупнейший импортер – брэнд ОККО.
Импорт из Литвы в апреле сохранился на прошлогоднем уровне (17 тыс. т), но накопительный итог с начала года уменьшился на 36%.
По данным Консалтинговой группы “А-95”, в 2020 г. баланс бензинов составил 2,122 млн. т, увеличившись за год на 9%. При этом баланс рынка эксперты оценивают в 2,7 млн. т, поскольку около 0,5 млн. т автобензинов производится на мини-НПЗ и нефтебазах из привозных компонентов: октаноповышающих растворителей, технологического бензина, ММА и т. д.
Для борьбы с теневым сегментом рынка легальные игроки, профильные ассоциации и эксперты предлагают ужесточить контроль за перемещением углеводородного сырья, деятельностью мини-НПЗ, возобновить проверки контроля качества нефтепродуктов на АЗС и начать усиленный мониторинг налоговой нагрузки на автозаправочные сети. Правительство обещает рынку поддержку, однако никакие продуктивные инициативы пока не реализованы. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)