Импорт автомобильных бензинов в Украину в мае вырос на 34% (29 тыс. т) до 114,7 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (85,7 тыс. т). Об этом сообщили в Консалтинговой группе “А-95”.
При этом, как отмечают в “А-95”, большая часть ресурса была импортирована в последней декаде мая в преддверии планового ремонта Мозырского НПЗ, который начался 1 июня и может продлиться целый месяц.
Кроме того, увеличить запасы и рассмотреть новые источники поставок украинских операторов спровоцировало первоначальное заявление БНК о прекращении поставок бензина марки “А-95” в июне. В конце мая Белорусская нефтяная компания не подтверждала поставки “пятого” для украинских контрагентов. Впрочем, после резонанса, который получила эта информация, компания заявила о готовности поставить 10 тыс. т ресурса при нормативном объеме поставок белорусского бензина 55 тыс. т в месяц.
Импорт бензинов из Беларуси в мае по сравнению с маем-2020 вырос до 86,7 тыс. т (+28,2%). Крупнейшим поставщиком выступила сеть ОККО, нарастившая поставки более чем на четверть – с 19 тыс. т в мае прошлого года до 24 тыс. т в мае-2021. На 6% увеличила поставки бензинов сеть WOG – до 14,1 тыс. т.
Значительный рост по поставкам белорусских бензинов отмечен у специмпортера группы “БРСМ-Нафта” компании “Катма Груп”, которая нарастила импорт в два раза до 12,2 тыс. т вместо 6,8 тыс. т годом ранее. В отличие от всех остальных сетей “БРСМ” импортирует исключительно бензин А-92 и преимущественно с Новополоцкого НПЗ. Этот продукт с низкой плотностью и высоким октановым числом сеть использует для кустарного производства бензина А-95, смешивая его с октаноповышающими компонентами, которые компания также импортирует из Беларуси под видом растворителей для лакокрасочной промышленности. На UPG в мае-2021 пришлись 10,3 тыс. т белорусских бензинов, а KLO, “Амик Украина” и “Авантаж” поставили 3,2 тыс. т, 3 тыс. т и 2,6 тыс. т соответственно.
Также значительно выросли отгрузки в Украину с НПЗ PNK ORLEN – на 58% до 27,7 тыс. т. Основным поставщиком литовского ресурса в мае стала компания ОККО. Она импортировала 10,2 тыс. т бензина, что в три раза больше показателя прошлогоднего мая (3,3 тыс. т). “Сокар Украина” поставила 3,8 тыс. т литовского ресурса, WOG – 4,2 тыс. т, “Амик Украина” – 3,1 тыс. т, “Альянс Ойл Украина” – 2,6 тыс. т, KLO – 230 т.
По итогам четырех месяцев в Украину было импортировано 476,7 тыс. т бензинов, что на 29% больше показателя января-мая прошлого года.
В 2020 г. баланс бензинов составил 2,122 млн. т, увеличившись за год на 9%. При этом баланс рынка эксперты оценивают в 2,7 млн. т, поскольку около 0,5 млн. т автобензинов производится на мини-НПЗ и нефтебазах из привозных компонентов: октаноповышающих растворителей, технологического бензина, ММА и т. д.
Для борьбы с теневым сегментом рынка легальные игроки, профильные ассоциации и эксперты предлагают ужесточить контроль за перемещением углеводородного сырья, деятельностью мини-НПЗ, возобновить проверки контроля качества нефтепродуктов на АЗС и начать усиленный мониторинг налоговой нагрузки на автозаправочные сети. Правительство обещает рынку поддержку, однако никакие продуктивные инициативы пока не реализованы. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)