Украинские ГНС перевалили 531 тыс. т железнодорожных партий сжиженных газов за первое полугодие, что на 80 тыс. т или 13% меньше, чем за аналогичный период 2020 г. Об этом сообщает Консалтинговая группа “А-95” со ссылкой на собственное исследование. Данные не включают сырье для “Карпатнефтехима”.
Снижение поставок железнодорожным транспортом связано главным образом с изменением логистических схем снабжения рынка, а именно увеличением импорта автомобильным транспортом через западную границу и ростом морских поставок, которые также не грузятся в железнодорожные цистерны.
Наибольшие объемы, как и годом ранее, поступили на станцию “Переяславская” (Киевская обл.), где расположены ГНС “БРСМ-Нафты” и LPG Progress. Всего на станцию поступила 61 тыс. т, что на 17% меньше аналогичного периода прошлого года. В том числе “БРСМ-Нафта” поставила на свой комплекс 45 тыс. т или -36% к аналогичному периоду прошлого года. Снижение связано с передачей части поставок на вторую собственную ГНС компании в Волчанске (Харьковская обл.). За полгода новый объект перевалил 21 тыс. т ресурса. “БРСМ” начала предлагать услуги хранения на собственных ГНС. В июне в Волчанске начали появляться первые сторонние объемы.
Еще 17 тыс. т (рост в 4 раза) на Переяславе были поставлены в адрес LPG Progress. Основным фактором роста являются объемы ОККО и WOG, частично переориентированные с Бородянской ГНС.
Вторая по объему железнодорожная станция – “Селещина”, где расположена ГНС “Надежды”, нарастила перевалку СУГ до 46 тыс. т (+22%). Главный источник увеличения – собственный ресурс владельца станции.
Третья по объему станция также обслуживает ГНС “Надежды” – “Бородянка”. За полгода объект принял по железной дороге 38 тыс. т (-12%). Услугами ГНС пользуются ОККО (поставила 8,2 тыс. т за полгода), WOG (4,5 тыс. т), Socar (4 тыс. т) и еще более 10 компаний.
Зафиксировано снижение объемов на станции “Васильков-1” (-20%). На станции находится ГНС KLO, на которую и приходится основной объем поставок (35 тыс. т). Вторая газонаполнительная станция “Пропан-сервис”, по словам участников рынка, проявляла низкую активность в начале года и в течении последних трех месяцев прекратила деятельность.
Значительно выросли поставки на ГНС в Чугуеве (+45%), где основным получателем выступает сеть Marshal (29 тыс. т). Компания удвоила емкость собственной ГНС и вышла в качестве продавца в оптовый сектор рынка.
На железнодорожную станцию “Подгородная” (Николаевская обл., г. Первомайск), где находится ГНС “Надежды”, поступили 25 тыс. т СУГ (-10%). В хранилище, в частности, незначительно сократились поставки Socar и WOG.
“Авантаж 7” поставил на свою ГНС в Заворичах Киевской области 25 тыс. т. Хранилище введено в эксплуатацию осенью 2020 г. Ранее “Авантаж” открыл ГНС в Лосиновке (Черниговская обл.), однако объемы поставок на нее остаются низкими. Также компания втрое сократила поставки на свою ГНС в Городке (ст. “Виктория”, Хмельницкая обл.), при этом увеличив поставки на приобретенную ГНС в Токмаке в 2 раза.
Увеличение также зафиксировано на станции “Борисполь” (+120%). В 2021 г. там пущена вторая ГНС “Укройлхим”, которую взяла в управление “Глуско-Украина”. Оператор переориентировал в Борисполь потоки с Барышевской ГНС, где ресурс хранился ранее. Бориспольское хранилище “Амик Украина” увеличило оборот незначительно.
Из станций с заметной динамикой можно также выделить “Скалат” (+6,7 тыс. т или 530%) и “Водолагу” (+6,5 тыс. т или 13%). В первом случае прием увеличил оператор ГНС “Надежда”. “Водолага” стала вторым базисом LPG Progress. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)