Захоронение остается основным видом утилизации пластиковых отходов.
Европа стремится отказаться от использования одноразового пластика. В начале июля здесь был введен запрет на использование ряда товаров. В список попали одноразовые вилки, тарелки и ложки, ватные палочки, держатели для воздушных шаров, трубочки для питья, контейнеры для еды и напитков.
Согласно данным Евросоюза, порядка 55% всего выпускаемого пластика вне зависимости от вида будет идти на переработку. Для достижения этих целей вкладываются огромные средства в строительство заводов химического рециклинга и продвинутой механической переработки. К 2030 г. весь пластик, выпускаемый в ЕС, должен быть 100% перерабатываемым, либо повторно используемым, либо компостируемым. С 2030 г. ни одна молекула полимера не должна ни сжигаться, ни закапываться.
Для Европы нет несобираемых и трудноперерабатываемых пластиков. В настоящий момент в Германии Borealis и TOMRA открыли демонстрационный завод вторичной переработки пост-потребительского пластика. INEOS Styrolution и Trinseo планируют построить во Франции первый европейский завод по переработке полистирола. Для реализации задач экономики замкнутого цикла Европа планирует к 2030 г. увеличить мощности по переработке отходов пластмасс в 4 раза.
Аналогичные действия по строительству инфраструктуры для переработки любых пластиков предпринимаются в США, Японии, Бразилии, Индонезии, Нигерии и других странах. В Японии основная упаковка производится из полистирола и уже в полную силу работают заводы по химическому рециклингу. Это далеко не полный перечень предприятий с различными технологиями вторичной переработки пластмасс.
“Как видно, весь мир идет не в запреты, а в переработку. Это лишний раз доказывает, что нет неперерабатываемых пластиков, – сказали в Союзе переработчиков пластмасс России (СПП). – Альтернативы пластику нет вообще нигде, ни в России, ни в мире. Это ценнейший продукт, который при правильном обхождении способен к восстановлению и созданию дешевых, но весьма востребованных продуктов и товаров”.
Заведующий сектором нефтяного рынка Института энергетики и финансов Александр Титов также убежден, что пластик пока не может быть заменен другими материалами в силу его объективных преимуществ перед возможными альтернативами. В числе его преимуществ низкая себестоимость производства, меньший выброс СО2 по сравнению с металлами или стеклом, что особенно актуально для ЕС.
“Скорее речь идет о росте доли вторичной переработки, росте налогового и законодательного давления на одноразовый пластик и формировании паттернов более экономного потребительского поведения, – отметил эксперт. – Предметы, на которые в настоящее время постепенно распространяется запрет: пластиковые пакеты, соломинки и одноразовые стаканчики, не представляют значительной доли в производстве пластика, всего 2,9% от мирового производства”.
При этом, по словам Титова, захоронение пока еще остается в мире основным видом утилизации пластиковых отходов с долей 60%. “В 2010-2020 гг. доля сжигания пластиковых отходов в мире выросла с 22% до 29%, а доля переработки осталась неизменной (11-12%). То есть текущий переход – это уход от захоронения к сжиганию. Инфраструктура ЕС пока не готова к замкнутому циклу. В частности, в ЕС распространена практика захоронения пластика, который можно будет извлечь, когда появятся технологии рентабельной переработки данных объемов. То есть такие технологии еще предстоит создать. Возможно, что в 2040-2050 гг. они появятся, это довольно длинный срок”, – сказал он.
По словам генерального директора “Центра отраслевых исследований” Андрея Костина, никогда, никому и нигде не удастся уйти от полимеров. “Абсолютно все привычные товары подорожают в разы или даже порядки, если отказаться от применения полимеров. Европа хочет, чтобы вся упаковка перерабатывалась. Достичь высокого уровня переработки отходов упаковки возможно, но цель этих мероприятий не в том, чтобы отказаться от полимеров, а в том, чтобы минимизировать поступление полимерных отходов на захоронение и сжигание, а также минимизировать несистемные потери полимерных отходов в окружающую среду, – сказал эксперт. – Европейская промышленность пока не готова. Там множество вопросов. Переработка полимерных отходов требует субсидирования в той или иной форме. Каналы сбора сырья требуют улучшения качества. Сама по себе упаковка требует иного подхода к дизайну, выбору материалов и методам производства. Это большая работа, но работа нужная”.
Россия пытается не отставать от Европы. Россия пытается не отставать от Европы и также озаботилась проблемой пластиковых отходов. В конце мая вице-премьер РФ Виктория Абрамченко заявила, что правительство готовится законодательно запретить оборот изделий из неперерабатываемых и трудноизвлекаемых материалов. Для решения проблемы правительство планирует добиться того, чтобы к 2030 г. 85% упаковок товаров в России стали перерабатываемыми.
Как заявили в Минпромторге, при решении вопроса об ограничении производства и оборота изделий из трудноперерабатываемого пластика необходимо принимать во внимание экологические и в первую очередь экономические последствия для производителей таких товаров и упаковки. Ограничение их обращения с установлением соответствующего перечня является крайней мерой. В ведомстве убеждены, что любой материал, в том числе пластик, обладает высоким потенциалом к переработке. А приоритетными с социальной и экономической точки зрения являются задачи по внедрению раздельного сбора отходов, глубокой сортировки и их переработки для вовлечения в оборот в качестве вторичных ресурсов. В том числе энергетических.
“Есть еще один аспект запретительной практики. Устраняя одни виды пластика, запретные меры открывают дорогу росту цен на другие его виды, например, ПЭТФ. Полиэтилентерефталат начнут ввозить из-за границы. Цена неминуемо пойдет вверх. Значит, повысится стоимость упаковки и соответственно самого продукта, – отметили в СПП, добавив, что быстро закрыть ниши, занимаемые сейчас пластиками, подпадающими под запрет, не получится. – При этом производители, к примеру полистирола, уникального материала для переработки, будут вынуждены свернуть бизнес. А что со строительным бизнесом? Его тоже свернуть, если полистирол перестанут выпускать вообще, и утепление домов подорожает в разы?”
В союзе уверены, что никакая поддержка государства бизнес не спасет. Для бизнеса нужна прибыль, сырье и рынок продаж. Необходимо решать вопрос обеспечением производителей вторичного сырья первично отсортированными отходами, далее совершенствовать законодательство в сфере сертификации и происхождения вторичного сырья, расширять таким образом сферу применения вторичного сырья в новых изделиях.
“Следует признать, что переход на выпуск продуктов из других материалов занимает от трех до пяти лет и далеко не всегда в принципе возможен. Что делать предприятиям в это время, где брать средства для развития или даже сохранения своей деятельности, если их основная продукция попадает под запрет из-за неспособности государства организовать сбор и сортировку твердых коммунальных отходов, куда попадает продукция этих предприятий?” – обеспокоены в СПП.
По словам Александра Титова, Россия еще существенно отстает от развитых стран в области переработки отходов. “Опыт Японии и Китая показывает, что процесс трансформации сегмента утилизации пластиковых отходов – это процесс 10-20 лет. Совместные усилия по управлению отходами требуются от всех заинтересованных сторон: потребителей (раздельный сбор отходов), правительств (экономические стимулы) и компаний по всей цепочке создания стоимости пластмасс”, – пояснил он.
“Россия пытается брать пример с Европы. Дескать, давайте делать упаковку, которая будет перерабатываться, и чтобы вторичное сырье при этом стоило сопоставимо с первичным полимерным материалом. Но если сравнивать с ЕС, там существует очень качественно проработанная стратегия этого перехода, достаточно детальное понимание необходимых шагов, вопрос находится в практической реализации на уровне национальных регуляторов и Европейской комиссии. Копировать европейский опыт в российских реалиях непродуктивно: у Европы сорок лет форы, использованных для построения целой системы раздельного сбора и формирования соответствующей культуры и потребительских практик у населения. У нас этого ничего нет. Мы занялись раздельным сбором буквально вчера и то фрагментарно, а сегодня уже говорим “давайте запретим неперерабатываемую упаковку”. Это так не работает”, – говорит Андрей Костин, поясняя, что причин для этого достаточно. В том числе отсутствие раздельного сбора, каналов формирования полимерных отходов.
По словам эксперта, законодательная рамка далека от понимания жизненных реалий и не устранен базовый конфликт интересов в отрасли по обращению коммунальных отходов, а общие условия инвестиций в отрасль неблагоприятны.
“Запрет на использование одноразовых пластиков неизбежен. Произойдет это рано или поздно, но точно произойдет. Мы не можем остаться в стороне от международного тренда. Однако нет ощущения, что правительство четко понимает, как будет реализовывать этот переход и как будет поддерживать участников отрасли. Обычно большая часть предлагаемых мер поддержки в некрупной частной промышленности работает плохо”, – считает Костин. Он подчеркнул, что значительная часть работы лежит в гуманитарной плоскости.
“Сфера по обороту отходов – это социальная инфраструктура, которая полностью лежит на совести государства. Это не значит, что государство должно само все делать. Задача регулятора – выстроить непротиворечивую и гармоничную законодательную рамку взаимоотношений в отрасли, сформировать спектр точных и адресных стимулов для каждого субъекта таких взаимоотношений и, грубо говоря, нанять тех, кто исполнит определенные функции. Важно при этом дать каждому участнику цепочки заработать. Это огромная работа, требующая хороших компетенций. Никто эту работу на должном уровне не делал никогда. К сожалению, сегодня складывается впечатление, что комплексного видения целевой модели рынка с учетом реалий и фактических практик нет”, – заключил собеседник.
Никакая поддержка государства бизнес не спасет. Согласно данным исследования ВЦИОМ, 68% опрошенных россиян используют при походах в магазин пластиковые пакеты. При этом 85% граждан допускают возможность полностью отказаться или сократить использование пластиковых пакетов. Большая часть из них уверена, что это улучшит экологическую обстановку.
В Союзе переработчиков пластмасс согласны, что никакая поддержка государства бизнес не спасет. “Для бизнеса нужна прибыль, сырье и рынок продаж. Необходимо решать вопрос обеспечением производителей вторичного сырья первично отсортированными отходами, далее совершенствовать законодательство в сфере сертификации и происхождения вторичного сырья и расширять таким образом сферу применения вторичного сырья в новых изделиях”, – отметили в СПП, подчеркнув, что переход на выпуск продуктов из других материалов занимает от трех до пяти лет и далеко не всегда в принципе возможен.
“Что делать предприятиям в это время, где брать средства для развития или даже сохранения своей деятельности, если их основная продукция попадает под запрет из-за неспособности государства организовать сбор и сортировку твердых коммунальных отходов, куда попадает продукция этих предприятий?”, – задается вопросом ассоциация. (rupec.ru/Химия Украины и мира)