Содержание нехарактерных и опасных для полетов примесей в российском авиатопливе заставило Минэнерго и Минтранс РФ обсудить с местными нефтегазовыми компаниями, Росавиацией и ПАО “Аэрофлот” вопросы качества для обеспечения безопасности полетов.
По данным ФГУП “Государственный НИИ гражданской авиации”, по результатам 167 исследований проб топлива, проведенных в 2014-2020 гг., установлено, что половина из этих авиационных ГСМ по своим свойствам “не была способна обеспечить летную годность воздушных судов”. Эти данные указаны в протоколе специального совещания Минэнерго. В частности, в авиатопливе продолжают находить нехарактерные вещества и соединения, отрицательно влияющие на эксплуатационную безопасность воздушного судна. В первую очередь институт отмечает наличие полисилоксанов, металлов, сложных эфиров, азотсодержащих веществ и мелкодисперсных загрязнений.
“До 2018 г. это считалось сопутствующим фактором возникновения авиационного происшествия. С 2018 г. сопутствующие факторы стали причинами отказов”, – отмечается в документе.
Специалисты РГУ нефти и газа им. Губкина считают, что в области нормативно-технической документации на реактивное топливо в РФ накопилось значительное количество проблемных вопросов. По их мнению, пересмотр ГОСТа требует обновления методов испытаний, изменения отдельных норм по показателям качества, препятствующих применению российского топлива на зарубежной авиатехнике без ограничения по ресурсу (вязкость и термоокислительная стабильность), унификации марок топлива и показателей качества, уточнения требований к перечню и нормам ввода присадок.
По итогам совещания была признана необходимость проведения исследования для разработки рекомендаций по изменению нормативно-технической документации в части содержания нехарактерных примесей в топливе, а также в процедуре прослеживаемости качества реактивного топлива “от НПЗ до крыла”.
С 2015 г. (после крушения атомного ракетоносца Ту-95, заправленного некондиционным авиационным керосином) тема качества авиатоплива годами неоднократно поднималась в РФ на профильных конференциях.
В 2019 г. начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов заявлял, что на качество российского авиатоплива жалуются иностранные двигателестроители. Представитель ГосНИИ ГА в прошлом году говорил, что отсутствие контроля качества авиатоплива перед заправкой воздушных судов в России привело к случаям обнаружения в баках самолетов нехарактерных веществ, в том числе сахара.
Обязательная сертификация топливозаправочных компаний и лабораторий ГСМ в России была отменена в 2015 г. С тех пор качество авиатоплива по нормам проверяется только при выходе с завода-изготовителя, дальнейший контроль не предусмотрен. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)