Сейчас уже нет ни одной страны, которая бы использовала этилированный бензин для заправки автомобилей. Об этом передает BBC со ссылкой на данные природоохранной программы ООН.
Очень токсичное топливо с примесями свинца загрязняло воздух, почву и воду в течение почти ста лет. Оно вызывало заболевание сердца, рак и инсульты. Его также связывали с проблемами развития мозга у детей. Большинство богатых стран запретило это топливо еще в 1980-х. Но только в июле этого года Алжир – последняя страна, где все еще использовали этилированный бензин, – израсходовал все запасы этого опасного топлива.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттерреш назвал отказ от этилированного бензина “международной историей успеха”. “Отказ от использования этилированного бензина может предотвратить один миллион преждевременных смертей от заболеваний сердца, инсультов и рака. Это также защитит детей от проблем с развитием мозга из-за влияния свинца”, – заявил генсек ООН.
Свинец начали добавлять в топливо в начале 1920-х как присадку, чтобы повысить его эффективность. Слово “этил” использовали специально, чтобы не пугать потребителей свинцом. Первый тревожный звоночек прозвучал в 1924 г., когда на американском нефтяном гиганте Standard Oil умерли пять рабочих, а еще десятки были госпитализированы. Несмотря на это, свинец добавляли в бензин по всему миру до 1970-х годов. После этого богатые страны постепенно начали отказываться от опасного горючего, однако еще в начале 2000-х были 86 стран, где автомобили все еще заправляли этилированным бензином. В Северной Корее, Мьянме и Афганистане его прекратили продавать в 2016 г. После этого этилированного горючее использовали только в Ираке, Йемене и Алжире.
Природоохранная программа ООН работала с правительствами, компаниями и общественностью, чтобы положить конец использованию этого горючего, начиная с 2002 г.
“История с этилированным бензином отразила все ошибки человечества (по окружающей среде) на каждой ступени общества”, – заявила исполнительный директор программы Ингер Андерсен. Вместе с тем, говорит она, отказ от этилированного топлива показывает и то, что “человечество может сделать правильные выводы из своих ошибок и исправить их последствия”.
В Greenpeace приветствовали то, что назвали “концом токсичной эры”. “Конец токсичной эпохи доказывает: если мы смогли отказаться от одного из самых опасных и грязных видов топлива ХХ века, мы можем полностью отказаться от ископаемого топлива”, – заявила Тандиль Чиньявану, представитель Greenpeace.
Этилированный бензин – не единственное высокотоксичное топливо. В Украине остро стоит проблема так называемой “бодяги” – суррогатного топлива, производимого на мини-НПЗ (например, на предприятии в Мерефе) и нефтебазах путем смешения “недобензинов” с различными “улучшителями”, в числе которых МТБЭ и метанол, импортируемые под видом растворителей для лакокрасочной промышленности.
Исследования медицинской и экологической опасности “бодяги” в нашей стране пока не проводились. Однако, согласно расчетам Консалтинговой группы “А-95”, за семь месяцев 2021 г. прямые потери государственного бюджета вследствие импорта безакцизных октаноповышающих компонентов под видом растворителей для лакокрасочной промышленности достигли 700 млн. грн. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)