Россию и Индию ждут длительные раунды переговоров, поскольку, несмотря на заинтересованность двух стран, присутствуют и значительные сдерживающие факторы.
Индия официально подтвердила свое намерение нарастить поставки российских энергоносителей. Для страны, которая в день потребляет порядка 600 тыс. т нефти, это хорошая возможность диверсифицировать источники энергосырья, тем более, что более 80% нефти и более 45% газа Индии приходится импортировать.
Судя по активному участию Индии в Восточном экономическом форуме, в Нью-Дели решили активизировать свое сотрудничество с Россией в энергосфере. В ходе ВЭФ министр нефти и природного газа Индии Хардип Сингх Пури провел встречи с руководством российских компаний “Роснефть”, “НОВАТЭК”, “Газпром нефть” и “СИБУР”. Он также посетил судостроительный комплекс “Звезда”, расположенный в городе Большой Камень Приморского края.
В настоящее время лидером инвестиционного сотрудничества России и Индии является “Роснефть”: “Объем взаимных инвестиций в проекты с участием “Роснефти” и индийских партнеров превышает $17 млрд. Это больше половины общего объема накопленных российско-индийских инвестиций к текущему моменту”, – сообщил глава “Роснефти” Игорь Сечин на встрече с индийским министром. Индийские компании еще в 2016 г. стали акционерами “Ванкорнефти”, которая осваивает Ванкорское нефтегазоконденсатное месторождение. Индийская ONGC приобрела 26% акций, а консорциум в составе Oil India, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources владеет долей 23,9%. Ожидается также участие Индии в проекте “Восток Ойл”. “Роснефть”, в свою очередь, является акционером индийской компании Nayara Energy, управляющей высокотехнологичным НПЗ в городе Вадинар и одной из самых динамично развивающихся сетей АЗС в Индии. В настоящее время Nayara Energy приступила к реализации программы развития НПЗ: в рамках первого этапа планируется строительство установок для производства полипропилена мощностью до 450 тыс. т в год, а также расширение сети АЗС в Индии до 8 тыс. в ближайшие 3 года.
В то же время переговоры во Владивостоке показали заинтересованность Индии в газовых проектах России. В частности, после ВЭФ в СМИ появилась информация о том, что консорциум ONGC и Petronet LNG обсуждает покупку 9,9% акций “Арктик СПГ-2”, но решение еще не приняли.
Косвенно это подтвердил посол Индии в России Венкатеш Варма. Он сообщил, что его страна планирует увеличить поставки российского СПГ: “На данный момент, несмотря на большие взаимные инвестиции в энергетический сектор, импорт сжиженных углеводородов из России в Индию составляет лишь 1%. Мы намерены увеличить эту долю”, – сказал посол Индии. Он подчеркнул, что экономика Индии, как ожидается, будет расти темпами от 8% до 10% ежегодно в течение ближайших нескольких лет, а потребление энергоресурсов увеличится вдвое.
В настоящее время Индия занимает третье место в мире и второе среди стран АТР по потреблению углеводородов. По темпам прироста потребления нефти и газа индийский рынок считается самым перспективным в мире.
В Международном энергетическом агентстве (МЭА) считают, что именно Индия, а не Китай, обеспечит четверть глобального роста спроса на энергоносители в последующие два десятилетия и обгонит Евросоюз в потреблении энергоресурсов к 2030 г. Спрос на нефть в этой стране увеличится до 8,7 млн. баррелей в сутки к 2040 г. по сравнению с примерно 5 млн. баррелей в сутки в 2019 г. Нефтеперерабатывающие мощности достигнут 7,7 млн. баррелей в сутки.
Очевидно, что за такой лакомый кусок уже сейчас готовы бороться основные производители “черного золота”. Например, в начале текущего года США пытались утвердиться со своим сырьем на рынке Индии, активно “распихивая локтями” ближневосточных поставщиков. В феврале текущего года по объемам поставок нефти в Индию Соединенные Штаты заняли 14% от общего импорта страны. По сравнению с январем американский экспорт вырос на 48% до 545300 баррелей в сутки. Но все же главным экспортером в Индию остался Ирак. Совокупно на страны Персидского залива пришлось более 60% индийского импорта.
Продажи сжиженного природного газа (СПГ) в Индию, по ожиданиям МЭА, подскочат к 2040 г. в четыре раза до 124 млрд. кубометров. Страна будет обеспечивать порядка 61% всех своих потребностей в газе за счет сжиженного газа. В настоящее время Индия находится на 4 месте по импорту СПГ- 26 млрд. куб. м.
Отраслевые эксперты уверены, что Индия – это наиболее интересное направление для российских нефтегазовых компаний, но над ним придется поработать.
“Мы видим активное сотрудничество России и Индии в нефтегазовой сфере в последние месяцы. К примеру, в марте Россия и Индия договорились о создании Целевой рабочей группы по газу, в начале марта в Москве был открыт Индийский энергетический центр. Индийское правительство отмечало стремление нарастить и диверсифицировать поставки углеводородов для обеспечения энергетической безопасности, и Россия может стать важным партнером. Индийские инвесторы проявляли заинтересованность как в нефтяных проектах (в частности, “Восток Ойл”), так и в СПГ-проекте “Арктик СПГ-2″, однако, пока о достигнутых соглашениях не было объявлено”, – отметила в комментарии аналитик нефтегазового сектора компании “Атон” Анна Кишмария.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов считает, что в ближайшей и среднесрочной перспективе Индия является одним из наиболее перспективных партнеров России по наращиванию поставок углеводородов, причем даже в большей степени, чем Китай: “С КНР основные проекты по наращиванию торговли углеводородами уже реализованы, мы ждем только их выхода на проектную мощность. Тогда как с Индией видны колоссальные перспективы по увеличению торговли энергоресурсами, участию российских компаний в энергопроектах на территории Индии, а также увеличению присутствия индийского капитала в российских добычных активах”, – рассказал эксперт.
По его словам, в самой Индии для российских компаний интерес представляют целые группы проектов: “Одна из таких групп – развитие газотранспортной инфраструктуры на территории Индии. То есть соединение индийских штатов единой системой газоснабжения по образцу российской. У “Газпрома” колоссальный опыт в данной сфере, российские подрядные организации готовы принять участие в газификации Индии. Ко второй группе относится реализация добычи нефти и газа на индийском шельфе”, – пояснил Громов.
В то же время эксперт уточнил, что в Индии существует ряд ограничений, которые препятствуют работе зарубежных инвесторов: “Дело в том, что в Индии внутренний энергорынок полностью зарегулирован государством. Например, нефть и газ, которые добываются внутри страны, продаются гораздо дешевле, чем импортируемые. Это замедляет развитие данной отрасли. В Индии вообще доминируют госкомпании, причем в большей степени, чем в современной экономике Китая. То есть там присутствует высокая степень зарегулированности и низкая доходность бизнеса. Это снижает маржу для любых нефтегазовых проектов с участием зарубежного капитала, если они ориентированы на внутренний рынок Индии. При этом, например, одним из условий разработки шельфовых месторождений в Аравийском море является пункт о поставках нефти с этих месторождений именно на внутренний рынок. При реализации таких проектов далеко не все компании согласятся работать при низкой марже. Это одна из особенностей индийской энергополитики, сдерживающая привлечение зарубежных инвестиций”, – напомнил эксперт.
Отвечая на вопрос о том, насколько российская нефть может конкурировать с ближневосточной на индийском рынке, Громов уточнил, что она уже успешно конкурирует даже с учетом логистики. “Россия уже вышла на рынок индийской нефтепереработки, компания “Роснефть” является акционером крупнейшего нефтеперерабатывающего завода в Индии. Этот проект реализуется на условиях использования в качестве сырья нефти российской компании. Поэтому Россия имеет неплохие шансы для конкуренции с ближневосточными поставщиками нефти на индийский рынок”, – заметил эксперт.
Касаясь темы поставок газа, Громов уточнил, что сейчас российский сжиженный газ относится к наиболее конкурентоспособным СПГ в мире: “В Индии его продавать выгоднее, чем австралийский или американский СПГ. Дешевле российского сырья будет только катарский сжиженный газ, в том числе и в силу короткого логистического плеча. Но главным сдерживающим фактором является неготовность Индии к реформированию управления энергетической отраслью. Есть разные цены на газ – “голубое топливо”, производимое внутри страны, дешевле импортного. Если эта проблема будет решена, то перспективы развития экспорта российского СПГ можно охарактеризовать как самые радужные”, – подчеркнул Громов.
Резюмируя все вышесказанное, можно предположить, что Россию и Индию ждут длительные раунды переговоров, поскольку, несмотря на заинтересованность двух стран в совместных энергетических проектах, присутствуют и значительные сдерживающие факторы. В этой связи стоит вспомнить, как заключались основные энергоконтракты России с КНР: им предшествовали годы совместной работы, которые, тем не менее, дали положительные плоды. Скорее всего, индийский рынок не станет исключением. Закрепиться на нем – это принципиальная задача российских компаний, а затраченные на переговоры силы с лихвой окупятся за счет роста индийской экономики и потребления этой страной энергосырья. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)