Иранский топливный и нефтехимический экспорт в последние годы резко вырос, несмотря на строгие санкции США, что оставляет Ирану хорошие возможности для быстрого увеличения продаж в Азии и Европе, если Вашингтон снимет ограничения, пишет Reuters со ссылкой трейдеров и официальных лиц.
Соединенные Штаты ввели санкции против нефтегазовой отрасли Ирана в 2018 г., чтобы перекрыть основной источник доходов Исламской Республики в споре с Тегераном по поводу его ядерной деятельности. Эти шаги нанесли ущерб экспорту нефти, но не продажам топлива и нефтехимии, которые труднее отследить. Это объясняется тем, что иранскую нефть можно идентифицировать по характеристикам и перемещению больших танкеров из этого региона.
Так, Иран экспортировал нефтехимию и нефтепродукты почти на $20 млрд. в 2020 г., что вдвое превышает доходы от экспорта сырой нефти, согласно данным министерства нефти и центрального банка страны.
“Мир огромен, способы уклонения от санкций безграничны”, – сказал член правления Союза экспортеров нефти, газа и нефтехимической продукции Ирана Хамид Хоссейни. По его словам, конкурентоспособные цены и расположение Ирана поблизости с основными морскими путями делают его продукцию привлекательной. Кроме того, покупателей нефтепродуктов гораздо больше, чем импортеров, чьи нефтеперерабатывающие заводы настроены на переработку иранской нефти. Кроме того, Иран экспортирует некоторое количество топлива на грузовиках в соседние страны, что трудно обнаружить казначейству США по причине небольших транзакций.
С апреля Тегеран ведет переговоры о возобновлении своего ядерного пакта с шестью мировыми державами после того, как Соединенные Штаты при президенте Дональде Трампе вышли из соглашения в 2018 г. и ужесточили санкции. Иран заявляет, что ограничит свою ядерную работу в рамках пакта только в том случае, если санкции США будут отменены.
Источник доходов. Между тем, Иран давно готов к смягчению санкционных мер. В то время, как большая часть мира сократила объемы нефтепереработки во время пандемии COVID-19, экспорт иранского бензина вырос на 600% в годовом выражении в 2020 г.- до 8 млн. т, или 180000 баррелей в сутки, по данным таможенной службы. По словам Хоссейни, в 2020 г. доходы Ирана от экспорта бензина составили около $3 млрд.
Добыча иранской нефти в настоящее время составляет от 2 до 2,5 млн. баррелей в сутки, из которых около 2 млн. баррелей в сутки идет на внутренние нефтеперерабатывающие заводы и примерно 500000 баррелей в сутки на экспорт, сообщил источник, близкий к министерству нефти, добавив, что Иран может увеличить добычу нефти на 2 млн. баррелей в сутки спустя два-три месяца после отмены санкций.
До введения санкций экспорт сырой нефти был основным источником доходов Ирана, обычно превышая 2 млн. баррелей в сутки и достигнув 2,8 млн. баррелей в сутки в 2018 г.
Бензин доставлялся грузовиками в Афганистан и Пакистан и переправлялся в Объединенные Арабские Эмираты через Персидский залив, сообщил источник, близкий к министерству нефти Ирана, отказавшись называть имя.
В Министерстве иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ от комментариев отказались.
Поддержка покупателей. Согласно бюллетеню министерства нефти Ирана, экспорт нефтехимической продукции вырос до 25 млн. т в 2020 г. с примерно 20 млн. т в 2019 г., в то время как иранские нефтехимические мощности выросли до 90 млн. т в год в 2020 г. с 77 млн. т в 2019 г.
По словам торговых источников, для поощрения покупателей Иран часто предлагал цены, покрывающие расходы на доставку и страхование, а также дополнительные комиссии за банковские операции. Эти дополнительные услуги повысили стоимость иранской продукции примерно на 25%, сообщили торговые источники.
Даже страны, которым только угрожают санкции США, иногда изо всех сил пытаются прекратить все дела с Ираном. Так, Индия запретила импорт иранского карбамида на внутренних тендерах под давлением США. Однако, по словам Хоссейни, иранские продукты по-прежнему предлагались через посредников.
По словам торговых источников, китайские фирмы остаются основным покупателем иранского сжиженного нефтяного газа, метанола и многих других продуктов.
“Если бы международные санкции были полностью отменены, Иран вернулся бы к экспорту метанола в свои традиционные места вместо того, чтобы подавляющее большинство отправлялось в Китай”, – сказал специалист по метанолу в IHS Markit Джефф Маллетт, имея в виду другие рынки, такие как Тайвань, Япония, Южная Корея и Европа.
Старший аналитик IHS Эйприл Тан считает, что в случае снятия санкций ожидается рост экспорта Ирана, в частности, мазута и сжиженного нефтяного газа в Азию. (rupec.ru/Химия Украины и мира)