Химия Украины и мира

Украина: Инвестор Azmol BP о том, как изменился завод за 5 лет и какие позиции занимает на внутреннем рынке сегодня

В 2016 г. нефтехимический завод “Азмол” в Бердянске Запорожской области привлек британского химика Терри Диккена к модернизации предприятия. Под его руководством здесь обновили технологии производства и расширили линейку продукции. Теперь это украинско-британское предприятие AZMOL British Petrochemicals, которое выпускает не только моторные масла и смазочные материалы для автомобильного транспорта, но и ряд продуктов для промышленного сектора. В частности, гидравлические и редукторные масла, пластичные смазки для металлургических и машиностроительных предприятий, смазочно-охлаждающие жидкости для металлообработки.

Диккену принадлежат 24% совместного предприятия, он рассказал о том, как изменился AZMOL-BP за прошедшие 5 лет и какие позиции занимает на украинском рынке сегодня.

– Как вы решили инвестировать в Украину и почему выбрали “Азмол”?

– У AZMOL-BP есть хорошие перспективы для работы как в Украине, так и на экспортных рынках. Это очень прогрессивное предприятие. У украинских соинвесторов был бизнес-план, который показался мне очень привлекательным. Я был знаком с этим предприятием, еще когда оно принадлежало государству (до 2016 г. завод был в госсобственности). Мне кажется, многие проблемы в его работе были связаны именно с этим. Сейчас предприятие находится в частной собственности, у инвесторов есть больше возможностей и свободы развивать рынок и продукцию в соответствии с их представлениями. Это было одним из факторов, которые убедили меня инвестировать время и мою долю в компанию.

– Какая ваша роль на этом предприятии?

– Я технический директор. Кроме денег я инвестировал свои знания, связи и возможности.

– Каким был объем инвестиций? Во что вы вкладывались, какие направления развивали?

– За последние 5 лет мы инвестировали около 10 млн. евро. В основном мы развивали сегмент индустриальных смазок, в частности для применения в процессе металлургического производства на сталелитейных агрегатах, прокатных станах и т. д. Благодаря использованию европейских и американских технологий мы смогли добиться высокого качества и хороших эксплуатационных характеристик. Наша продукция уже используется в промышленности, и мы видим ее преимущества. Например, в металлургическом секторе наши основные потребители – предприятия группы “Метинвес”т, “Интерпайп”, “АрселорМиттал Кривой Рог”, в машиностроительном секторе – “Мотор Сич”, Corum Group, “Гидросила”.

– Вы упомянули о том, что ваши инвестиции это еще и знания. Что конкретно вы привнесли в работу “Азмола”?

– У меня есть научная степень по химии. Я работаю в индустрии производства смазочных материалов 47 лет, в частности, в сегменте лубрикантов для металлургического производства (Диккен возглавляет основанную им фирму Global Lubricants, а также выступает президентом исследовательской организации “Европейский институт смазочных материалов” – ред.). Я работал с подобной продукцией с 1970-х. За это время производственный процесс принципиально не изменился. Но из США и Западной Европы приходят новые технологии, которые существенно влияют на продукцию. Главным образом – увеличивают срок ее использования. Это то, чего сейчас хотят потребители, – чтобы цикл работы масел и смазок был как можно дольше. И мы можем это предложить. Это позволяет снизить стоимость производства для конечных потребителей, поскольку замена смазочных материалов происходит реже. Кроме того, если вы реже меняете смазку, уменьшается объем отработанного продукта, который потом нужно утилизировать. Это два очень важных аспекта продукции, которую мы предлагаем рынку.

– Как вы развивали производство и улучшали качество продукции?

– Частью моего нынешнего сотрудничества с AZMOL-BP было обязательство зарегистрировать производимую продукцию в соответствии с REACH (Registration, Evaluation and Authorisation of CHemicals, регламент ЕС, регулирует производство и оборот химвеществ – ред.). Благодаря этому у нас есть возможность продавать продукцию в странах ЕС. В процессе работы я изучал формулы и составы продукции “Азмола”, по ходу меняя какие-то вещи, привнося европейские технологии производства. Некоторые компоненты, которые используются в нашей продукции, произведены в ЕС. Это также облегчило процесс регистрации.

Я был руководителем проекта и тем человеком, который задавал направление. Но у меня много знакомых в отрасли, поэтому я дополнительно пригласил специалистов из Соединенного королевства, Скандинавии и США. Мы до сих пор сотрудничаем, они продолжают консультировать нас.

– Как вы развиваете технологии и знания на предприятии?

– Мы много инвестируем в обучение и повышение квалификации персонала. Технологи AZMOL-BP ездят на международные симпозиумы. Я регулярно провожу для них тренинги и привлекаю иностранных специалистов. Мы вложили в обучение очень большого числа работников. Последняя наша инвестиция связана с пуском международной исследовательской лаборатории LabExpert в Бердянске. Она занимается исследованиями, тестированием продукции, проверками качества и т. д.

– “Азмол” прошел определенный путь трансформации за последние 5 лет. Какие позиции на украинском рынке компания занимает сегодня?

– В Украине есть несколько местных производителей аналогичной продукции, но основной объем рынка занимают иностранные компании, такие как Fuchs, Exxon Mobil и т. д. Они активны в Украине, но мы составляем им достойную конкуренцию. На сегодня мы можем предложить рынку продукцию такого же уровня, а в отдельных случаях и намного лучше, чем у пятерки лидеров. Это наше главное достижение, которое отражается в продажах. За 5 лет они выросли примерно на 25%.

– Какую долю на украинском рынке вы занимаете?

– Мы делим рынок условно на два сегмента – для советской и отечественной техники и для импортной. Емкость каждого из них можно примерно оценить в 100 тыс. т масел. “Азмол” ориентируется на второй сегмент. По нашим оценкам, доля компании здесь составляет около 7-8%.

Нужно также понимать, что украинский рынок становится более сложным. Здесь присутствуют мировые производители транспорта, такие, к примеру, как Mercedes-Benz. Они нуждаются в качественных смазочных материалах, чтобы обслуживать свои транспортные средства.

– Насколько высока конкуренция за потребителя с иностранными производителями?

– Иностранные компании сталкиваются с теми же сложностями, что и мы. Они так же, как и мы, закупают импортное сырье, которое сильно подорожало в последнее время. Но мне кажется, наше преимущество состоит в том, что мы можем производить продукцию в Украине. У нас есть технологии мирового уровня, но с чуть более низкой стоимостью производства. Благодаря этому мы можем развивать внутренний рынок. Это также позволяет нам наращивать поставки в другие страны и развивать экспортное направление бизнеса.

– Какую долю своей продукции вы продаете на внутреннем рынке и сколько экспортируете?

– Мы продаем на экспорт порядка 40%. Остальное продаем на украинском рынке. Наиболее динамично развивается сотрудничество в Восточной Европе, в странах Ближнего Востока и в Африке. Есть первые успехи в Западной Европе и Штатах.

– Как пандемия повлияла на ваш бизнес?

– Были определенные трудности, связанные с коронавирусом и карантином, поскольку все замерло почти на 2 года. Мы столкнулись с ростом цен и снижением доступности сырья для производства. На мировом рынке наблюдался дефицит базовых масел (основное сырье для производства промышленных смазок и моторных масел – ред.). В какой-то момент самолеты перестали летать, и нефтеперерабатывающие заводы перестали выпускать авиационное топливо. А для того, чтобы получить базовые масла, сначала нужно произвести авиатопливо. Это привело к серьезному росту цен – почти в три раза. Но сегодня мы уже видим признаки стабилизации, хотя неопределенность на рынке пока сохраняется.

– Кто ваши поставщики сырья?

– В последние 2 года мы развивали сотрудничество со шведской компанией Nynas. Они занимаются производством очень технологичных базовых масел, которые предлагает не каждая компания. На их основе мы создали ряд новых продуктов. Мы также покупаем присадки и сырье у международных поставщиков из США и Европы.

– Почему вы не покупаете сырье украинского производства?

– Объема и видов продукции, которая выпускается в Украине, слишком мало. Мы используем до 200 разных компонентов. А в Украине присутствует менее 10% из них. Еще один момент касается сертификации. Если бы мы использовали сырье, произведенное в Украине, которое не зарегистрировано в рамках REACH, то AZMOL-BP не смог бы экспортировать свою продукцию в ЕС. Все компоненты должны быть зарегистрированы и отражены в соответствующей документации.

– Есть ли у вас планы развивать новые направления бизнеса?

– Ранее “Азмол” выпускал продукцию по лицензии Castrol. Мы хотим возобновить эту связь, в частности, в сфере производства судовых масел и смазочных материалов. Сейчас наша команда работает над соответствующим планом.

Мы начали общаться с крупнейшими портами Украины о возможности поставок морских масел. К сожалению, основная часть их находится в государственной собственности – все рабочие процессы с этой отраслью идут сложнее, чем хотелось бы.

– Как “Азмол” реагирует на глобальную экологическую повестку и стремление минимизировать влияние производства на окружающую среду?

– Мы начали выпускать биоразлагаемую продукцию. Она становится все более популярной в Европе, в частности в северной. Как правило, такая продукция производятся на основе растительных масел, например касторового или масла рапса. Часть из этих продуктов можно использовать повторно: отфильтровать отработанный материал и вновь пустить в производство. Так же можно поступать и с некоторыми видами минеральных масел и смазок.

– Насколько вам комфортно вести бизнес в Украине?

– Вполне комфортно. У всех стран есть свои проблемы и особенности. Но я не считаю их какой-то преградой. Я люблю сюда приезжать, мне нравится здесь работать, общаться с клиентами. (uaprom.info/Химия Украины и мира)

Exit mobile version