Цена на газ, энергоэффективность и диверсификация поставок природного газа – это ключевые темы, обсуждаемые во всех средствах массовой информации. В их свете автономное газоснабжение пропаном приобретает актуальность с новой силой. Давайте разберем, как обстоят дела с “автономкой” с учетом новых условий на рынке природного газа.
Сценарий увеличения стоимости природного газа в Украине в связи с пуском газопровода “Северный поток-2” был прогнозирован многими международными рейтинговыми агентствами еще в 2017-2018 гг. Для Украины эксперты и аналитики предсказывали максимальную цену природного газа по сравнению с ценами в странах ЕС после пуска второй нитки “Северного потока-2”. Но никто не смог предсказать, что в преддверии пуска конфликтного газопровода вся Европа окажется в заложниках на пороге энергетического кризиса.
Сегодняшняя паника очень похожа на ситуацию в 2014 г. В зоне риска оказались промышленные и сельхозпредприятия с большим потреблением природного газа. У многих есть опасение, что Россия пустит “Северный поток-2” и прекратит поставки природного газа через Украину, как это было в начале 2009 г. Собственники предприятий понимают, что их объекты будут первыми отключены от газоснабжения или в лучшем случае им будут уменьшены лимиты на природный газ в отличие от социально-бытовой сферы его потребления. Расклад дает повод еще раз взглянуть на пропан-бутан как хороший вариант замещения природного газа не только промышленностью, но и домохозяйствами.
Что с LPG у соседей? Страны Евросоюза уже давно используют сжиженный газ пропан-бутан как один из инструментов уменьшения зависимости от природного газа. В Украине LPG в основном используют в качестве топлива для автомобилей, только сейчас появились перспективы применения пропана для замещения природного газа наряду с LNG, CNG, водородом и биометаном.
Польша – прекрасный пример реализации стратегии диверсификации поставок газа из России. Страна достигла газовой независимости не только за счет сжиженного метана (LNG), но и за счет сжиженного углеводородного газа (LPG). Сегодня в Польше эксплуатируется более 110 тыс. газгольдеров (емкости для сжиженного газа, который используется для отопления), а потребление LPG в сфере отопления жилья и промышленных помещений превышает 700 тыс. т в год. Таким образом замещается порядка 1 млрд. куб. м природного газа.
Почему в Польше развивается автономное газоснабжение пропаном? Во-первых, свою роль играет налоговая политика. Акцизный налог на сжиженный газ, который используется для отопления, имеет нулевую ставку. Поэтому газ LPG дешевле природного для систем отопления. В Украине какие-то изменения в плане компенсации акцизного налога на сжиженный газ для систем отопления в ближайшее время маловероятны. Учитывая коррупцию и бездействие исполнительной власти, велик риск, что найдутся те, кто “нагреет руки” на законодательных новациях.
Во-вторых, Польша предоставляет пользователям безвозвратные субсидии. Автономные системы газоснабжения подпадают под государственную программу “Чистый воздух”, по которой малообеспеченные владельцы домохозяйств к 2029 г. могут получить безвозвратную субсидию до 53 тыс. злотых (370 тыс. грн.) на замену старых не экологических твердотопливных, угольных и дизельных котлов. В Украине такого масштаба субсидии также сомнительны.
В-третьих, в этой стране проще делается установка систем отопления пропаном. Регистрация происходит в одном органе – технического контроля по декларативному методу. В отличие от Украины согласования систем газоснабжения LPG в десятке государственных органов отсутствуют. И это тот момент, где наша страна может перенять опыт сравнительно быстро и без ущерба для бюджета.
А за океаном? В США на законодательном уровне предусмотрено устройство аварийных систем газоснабжения LPG для региональных газотранспортных компаний. Синтетический натуральный газ (SNG) при помощи смесительных установок Propan-Air используется для подмешивания в трубопроводы с природным газом. SNG используют при аварийных пиковых нагрузках потребления природного газа, когда в газопроводах происходит падение давления, или вследствие снижения калорийности натурального газа. И это также хороший пример для заимствования Украиной.
Шанс для пропана. Основное преимущество пропана в сравнении с LNG, CNG, водородом и биометаном – это небольшие инвестиции в инфраструктуру хранения и доставки газа, мобильность и скорость запуска альтернативного газоснабжения.
Для замещения 1 млрд. куб. м природного газа в год необходимо примерно 60-100 млн. евро инвестиций в строительство аварийно-резервной системы газоснабжения LPG.
Сегодня пропан для промышленности стал ощутимо дешевле природного газа в пересчете на энергетические единицы: цена 1 Гкал, полученной с помощью метана, уже стоит более 4 тыс. грн. (с НДС), пропан-бутана – меньше 3 тыс. грн. (с НДС). Т. е. тепло из метана для предприятий обходится дороже пропана уже на треть.
Инвестиции в оборудование и монтаж для перехода на пропан – от 500 тыс. до 5 млн. грн. и больше в зависимости от объемов потребления газа. Например, самая быстрая окупаемость – у асфальтных заводов. Для типового проекта сума инвестиций в автономную систему газоснабжения с суммарной тепловой мощностью горелок 15 тыс. кВт составит порядка 3 млн. грн. Завод в месяц потребляет около 200 тыс. куб. м природного газа. С новыми ценами на газ – это около 6 млн. грн. Калорийный эквивалент 20 тыс. кубов газа – около 140 т пропан-бутана, что в сегодняшних ценах равно 4,2 млн. грн. Т. е. на топливе предприятие в месяц экономит 1,8 млн. грн., а инвестиции в переоборудование отобьются в нынешних условиях менее чем за 2 месяца.
Разумеется, цены на природный газ не всегда будут такими. По прогнозам Fitch Ratings, природный газ подорожает еще к концу этого года. Снижение цены ожидается в 2022 г. с последующей ее стабилизацией до 2024 г. С другой стороны, откат к значениям 2020 г. пока никто не ожидает. Таким образом, в 2022 г. возможен не только ценовой паритет на метан и пропан, но и экономическое преимущество LPG в генерации тепла.
Но главное, что газовые кризисы имеют привычку повторяться, что повышает важность автономных систем газоснабжения. (Андрей Дорофеев, директор компании “Укравтономгаз”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)