В двадцать раз. Такова разница в налоговой нагрузке на литр топлива между лидером рейтинга крупнейших налогоплательщиков по итогам 2020 г. среди крупнейших автозаправочных сетей Украины.
У первой строки – Shell – 132 станции и уплата 1,79 грн. операционных налогов на литр. А у десятой – “Авантаж 7” – 107 заправок и 8 коп. с литра. Речь об НДС, налоге на прибыль, зарплатных и местных налогах, военном сборе. Вторая строка сверху у ОККО – 1,32 грн./л, вторая строчка снизу у БРСМ – 16 коп. на литр.
Как может быть такая разница у компаний, владеющих схожими станциями и несущими соответственно одинаковые затраты, торгующих якобы одним и тем же топливом, нанимающих один и тот же персонал?
В итоге Shell и ОККО, суммарно владеющие 539 АЗС, заплатили в прошлом году 1,8 млрд. грн. операционных налогов, тогда как остальные восемь участников первой десятки крупнейших сетей с их 1794 АЗС “спромоглись” на 1,371 млрд. Как такое может быть?
Данные не секретные. Они составлены на основе статистики Государственной налоговой службы, выбранными изданием “Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах” с учетом отраслевых данных “Консалтинговой группы А-95” о количестве АЗС в сетях и объемах их реализации. Но все эти цифры, которые правдами и неправдами выковыривают экспертные организации, есть у налоговиков. У них также есть система электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ), система электронного администрирования НДС и еще много чего. Уже пару лет как все заправочные комплексы, нефтебазы, бензовозы находятся в базе налоговой, оснащены уровнемерами, расходомерами и еще неизвестно чем.
“В Украине одна из самых продвинутых в мире систем контроля за оборотом топлива. Каких еще вам реформ не хватает?”, – не устает спрашивать в дискуссиях с налоговиками глава парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Данил Гетманцев.
О чем говорит такой разлет “налоговой” нагрузки? Может о том, что аутсайдеры рейтинга, относящиеся к так называемым дискаунтерам, во благо клиента торгуют по минимальным ценам, а значит без прибыли? Не похоже. На фоне мизерных налогов бизнес БРСМ в 2020 г. прирос более чем на 30 станций, приобрел нефтебазу и стал спонсором ФК “Шахтер”. Были даже проекты по поддержке политических сил. Все развитие оценочно потянуло на $25 млн.
Сеть “Авантаж 7” в 2020 г. выросла на несколько комплексов в респектабельном столичном регионе, каждый из них стоит минимум $1 млн.
Откуда деньги? Не те ли это деньги, которые “забыли” заплатить в виде налогов? Между тем, Shell за последние пару лет построила один комплекс и несколько модернизировала. Может потому, что на руках после уплаты налогов остается не так много?
Фискалы понемногу прозревают. Во время последнего заседания упомянутого комитета они, в частности, рассказали, что были вынуждены вернуться к практике хронометражей – сначала считать количество машин, заезжающих на станцию, а затем заходить на АЗС и сверять эти данные с показаниями кассовых аппаратов. На 90% – такой рост реализации был отмечен на одной из столичных заправок после визита налоговиков.
При этом чеки выдают каждому клиенту. Вот только не все из них настоящие. Некоторые элементарно не “бьются” по специальной базе на сайте ГНС. А на той же БРСМ происходят другие чудеса: при оплате наличными нередко можно получить чек с какой-то пометкой “К” в графе “Форма оплаты”. Нормативная база требует четкого обозначения формы оплаты – наличные, карта, ведомость и т. д. Но разве кто-то чеки изучает, мы все так спешим. Да и какая разница, что там написано, главное, чтоб подешевле.
Есть и вовсе уникальные “короли бензоколонок”. Фискалы обнаружили около 500 АЗС, суточная выручка которых не превышает 5000 грн. (стоимость менее 200 л бензина), тогда как для безубыточности, рассчитали налоговики, необходимо хотя бы 6000 грн.
Расчеты показывают, что если бы налоговая нагрузка по заправочным станциям была на уровне “окковской” (1,32 грн./л), в 2020 г. в бюджет было бы мобилизировано дополнительно более 10 млрд. грн. Еще порядка 5 млрд. грн. “сидит” в левом производстве бензина на мини-НПЗ и нефтебазах. Адреса известны, притом давно.
Всего же в этом году теневой сектор на топливном рынке заберет из бюджета не менее 22 млрд. грн., и это только НДС и акциз. Сколько же поставят на возмещение фиктивные потребители нефтепродуктов, на сколько завысят затраты и занизят прибыль, а соответственно налог на нее – посчитать фактически невозможно. А ведь в этих схемах заправки играют не последнюю роль. Нейтрализуй это звено и закроешь куда больший отток средств мимо бюджета.
Но самое главное в том, что фискалы имеют на своих мониторах всю картину и могут оперативно принимать меры в отношении особо “забывчивых” нефтетрейдеров.
Рейтинги налогоплательщиков обещают стать хорошим инструментом общественного контроля за работой самих налоговиков. Сохранение космических разлетов в налоговой нагрузке в пределах одной отрасли – лучший индикатор бдительности контролеров. А всего-то нужно разделить одну цифру на другую. Неужели это так сложно? (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)