В октябре 2021 г. производство сжиженного газа в Украине составило 38,2 тыс. т. Об этом говорится в исследовании рынка LPG Украины, опубликованном в ежедневном выпуске НефтеРынка Daily LPG. По итогу 10 мес. 2021 г. выпуск газа в Украине вырос на 14,5 тыс. т до 352,7 тыс. т. Преимущественно рост обусловлен увеличением переработки и соответственно выпуска пропан-бутана на Кременчугском НПЗ – с 8-9 тыс. т/мес. в 2020 г. до 9-15 тыс. т в II-III квартале 2021 г.
По данным исследования НефтеРынка, потребление (импорт и производство) сжиженного газа в Украине в январе-октябре выросло на 19,9 тыс. т до 1713,7 тыс. т. Если исключить поставки газа-сырья для дальнейшей переработки, LPG сегмент сократился на 9,9 тыс. т до 1636,3 тыс. т. В итоге Украина потребляет только 20% LPG собственного производства. Ключевыми поставщиками импортных партий автогаза являются Россия – 530,1 тыс. т (32,4% рынка), Казахстан – 345,9 тыс. т (21,1%), белорусские заводы-производители – 193,7 тыс. т (11,8%). Крупнейшие производители-экспортеры газа – казахский “Тенгизшевройл” (311,7 тыс. т, 19%), и “Роснефть” (220,2 тыс. т, 13,5% и 22,7% рынка в январе-октябре 2020 г.).
Согласно прогнозам НефтеРынка, в 2022 г. возможно существенное изменение структуры поставок LPG на украинский рынок.
Во-первых, в октябре 2021 г. ТШО проинформировал украинских контрагентов о снижении объемов по долгосрочным контрактам на 30-50%. Одной из причин таких изменений является перенаправление поставок пропана – 550 тыс. т/год на новый нефтехимический завод Kazakhstan Petrochemical Industries. (KPI Inc.). Представители “Казмунайгаз”, ТШО и KPI Inc. подписали контракт 10 сентября 2021 г.
Во-вторых, из-за остановки работы трейдера Proton Energy весной 2021 г. и частичного возобновления поставок компанией SOCAR New Energy LTD летом (позднее его сменила компания SNEL LTD) объемы ресурса “Роснефти” в январе-октябре снизились на 154,1 тыс. т до 220,2 тыс. т. Из них 118,3 тыс. т ввезены по контрактам Proton Energy, которые отгружались до апреля с премией $16,8/т до среднемесячной котировки ПБА на белорусско-польской границе Брест – Малашевичи. В то же время, с мая по октябрь 2021 г. кипрские резиденты SOCAR New Energy LTD (позже SNEL LTD) отгрузили в Украину 118 тыс. т с поправками $24-27/т. Контракты с кипрским резидентом SNEL LTD (ранее SOCAR New Energy LTD) истекли в октябре 2021 г. Украинские газотрейдеры получили следующие предложения: поставки в ноябре 2021 г. – феврале 2022 г. с поправками +$17-20/т или +$25-27/т в течение всего 2022 г. Однако на текущий момент импортеров не заинтересовало предложение. По словам игроков рынка, трейдеры не подписали контракт с SNEL из-за высоких рисков срыва поставок и экономических недостатков. Речь идет о более высокой стоимости газа “Роснефти” по сравнению с ресурсом, цены которого формируются по котировкам российско-украинской границы, и увеличению абсолютной величины импортной пошлины на сжиженный газ (3% стоимости) – в 2021 г. цены на ПБА выросли вдвое до более $800/т (пропорционально с $12-13/т до $24-25/т выросла величина пошлины).
В 2020 г. Proton Energy в месяц поставлял в Украину от 31 тыс. т до 40 тыс. т LPG. В 2021 г. снижение поставок ресурса “Роснефти” послужило окном для поставки спотовых партий сжиженного газа из России и Казахстана в Украину. В январе-октябре 2021 г. они выросли с 43,5 тыс. т до 192 тыс. т.
В дальнейшем в 2022 г. из-за потенциального уменьшения объемов “Роснефти” и ТШО возможно увеличение “окна” для поставки объемов спотового ресурса.
В третьих, из-за того, что не все российские производители могут отгружать ресурс, по качеству соответствующий стандарту EN589, стимулирующим фактором для поставок служит отсрочка введения требований технического регламента к ПБА. Правительство Украины 3 ноября 2021 г. перенесло дату вступления в силу Техрегламента LPG на 5 ноября 2022 г.
В четвертых, с августа 2019 г. согласно постановлению правительства Украины №624 от 17 июля действует специальная пошлина на импорт сжиженного газа российского происхождения – 3%. На данный момент нет информации о продлении Кабинетом министров Украины действия спецпошлины, действие которой прекращается 31 декабря 2021 г. Также постановление предусматривает 4% пошлины на импорт дизельного топлива трубопроводным транспортом в Украину. Нефтепродуктопровод, принадлежащий ООО “Прикарпатзападтранс”, простаивает и в результате уголовного производства передан в управление государственной “Укртранснафте”. Простои трубопровода и пошлина увеличивают шансы на ее отмену.
В свою очередь преградой со стороны РФ в развитии честной конкуренции среди российских производителей и экспортеров может служить механизм квотирования МЭРТ РФ объемов экспорта LPG в Украину. В начале ноября 2021 г. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) России снизило номинации объемов экспорта сжиженного газа в Украину.
Также прогнозируется изменение структуры потребления LPG, чему способствуют высокие цены на природный газ.
“Главные составляющие какого-либо прогноза, это сумма составляющих, а именно состояния рынка на сегодняшний день в сравнении с предыдущим периодом, а также внешние факторы. И на сегодняшний день внешние составляющие доминируют над рыночными. Это, прежде всего, 3% пошлины, наличие искусственного инструмента МЕРТ (Минэкономики РФ) и цены на природный газ. По результатам неполного 2021 г. уверенно утверждаю, что через пару лет баланс использования 90% автогаз и 10% коммунально-бытовой+промышленность изменится на 70%/30%. Процесс пошел”, – отмечает гендиректор “Украинской ассоциации сжиженного газа” и соучредитель группы компаний “Надежда” Станислав Батраченко, .
По словам участников рынка, высокий спрос на LPG последние два месяца был обеспечен со стороны агрокомпаний, которые замещают потребление рекордно подорожавшего природного газа при производстве и сушке зерна пропан-бутаном. Кроме того, сжиженный газ активно используется на других предприятиях, к примеру – асфальто-бетонных заводах, количество которых выросло с расширением программы “Большая стройка”.
“Мы в этом году подключили (оборудовали сушилки зерна пропан-бутаном) около 70 новых сельхоз- и промышленных потребителей”, – рассказал Виктор Черненко, директор “Укравтономгаза”.
Компания “Надежда” – крупнейший поставщик импортного сжиженного газа в Украину, который реализует газ на собственных и арендованных ГНС и через сеть заправок под брэндом BVS. По данным сайта компании, сеть насчитывает 92 станции. В январе-октябре 2021 г. группа компаний импортировала 122,4 тыс. т сжиженного газа. За 10 месяцев 2021 г. на ГНС, которыми управляет ГК “Надежда”, поступили 226,8 тыс. т железнодорожных партий сжиженного газа (включая ресурс поклажедателей). Конечными бенефициарами компании выступают Виктор Батраченко и Станислав Батраченко. Ключевые активы компании расположены в Полтавской, Киевской, Николаевской областях.
“Укравтономгаз” – украинская сервисная компания по строительству систем автономного газоснабжения пропан-бутаном под ключ: проектирование, поставка оборудования, монтаж, согласование, поставки топлива, техническое обслуживание. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)