Стоимость сжиженного газа в ноябре 2021 г. достигла пиковых значений за всю историю наблюдений. Рекорды были обусловлены исключительно конъюнктурой мирового рынка. Вопреки пессимистическим прогнозам ни копейки украинско-дефицитной специфики в ценники не попало. Декабрь обещает долгожданное потребителями ценовое послабление, а трейдерам высокую вероятность ценового дерби в рознице.
В ноябре трейдинговую общественность потрясла новость – Минэкономики РФ урезало объемы по спецарзрешениям на экспорт газа в Украину. Сокращение повлияло на “спотовые” объемы, главными отправителями которых являются “Сургутнефтегаз”, “Омский каучук”, “Газпром”, “Иркутская нефтяная компания” и т. д. Когда поток газа с Запада практически иссяк из-за роста цен в Польше “короткий” ресурс из РФ, в частности, заменой выпавшим объемам “Роснефти”.
Сколько в итоге было срезано – точно никто не знает. Усредненная оценка – около 30%. Термы также пострадали, однако “ЛУКойлу” пайку урезали незначительно, а на газ “Роснефти” желающих в Украине и так не было. В итоге в ноябре в Украину было импортировано спотового российского ресурса более 15 тыс. т, что даже больше газа, чем в октябре.
“Танцы” со спецразрешениями на декабрь также стали раздражителем и дали возможность поставщикам немного поманипулировать покупателями: в зависимости от ситуации можно рисовать себе разные перспективы на декабрь в поиске лучших условий сбыта.
Предварительные результаты разные. “В ноябре было минус 30% где-то, на декабрь ноль. Сейчас пишем письма, может, удастся вернуть объем”, – говорит трейдер из Киева, активно закупавший газ на споте в 2021 г.
В “Гран При Ойле” сообщили о сохранении ноябрьской номинации в 11,5 тыс. т вместо стандартных 15. При этом другой поставщик рассказал о том, что в Минэкономики ему дали зеленый свет на весь заявленный объем.
Пока создается впечатление, что если какая-то перетасовка имеет место, то общий объем, скорее всего, останется на уровне ноября, то есть на более чем достаточном уровне.
ТОП-менеджер полтавской “Надежды” и по совместительству лидер Украинской ассоциации сжиженного газа Станислав Батраченко в сокращении спецразрешений не видит проблемы. “Объемы сократились по компаниям, которые закупали ощутимо меньше, чем заявляли. Системных трейдеров изменения коснулись незначительно”, – считает глава УАСГ.
Аналогичным образом никто не видит проблемы в прогнозном сокращении поставок от ТШО в декабре. Казахский гигант отгрузил в ноябре более 48 тыс. т, из которых уже около 15 тыс. приходится на спотовый ресурс, оцененный с крупной премией относительно “терма”. Ранее американо-казахская компания безуспешно пыталась пропихивать дорогой спотовый ресурс в Украину, только после очередной дестабилизации поставок из РФ за удороженным газом выстроилась очередь. Переплачивать нам не привыкать!
В декабре по хоть и не подтвержденной, но звучащей отовсюду информации кроме 35 тыс. т подтвержденных “термов” до Украины доедут лишь 5 тыс. т ресурса. Сокращение определено, снова-таки, в Москве. Там так решила администрация РЖД. “ТШО планирует сокращать отгрузки в Украину из-за вынужденного перенаправления ресурсов на новый завод, но это в следующем году. А сейчас в кулуарах они говорят, что РЖД просто сократило объем по танзитным разрешениям”, – поясняет крупный держатель TERMa ТШО.
Новости с границ. Спокойствие также обосновывается рядом факторов, которые обеспечат достаточное ресурсное снабжение украинского рынка. 19 ноября котировки на основных базисах газа уверенно рванули вниз. Причем, обвал в Польше оказался мощнее украинского, в результате чего индекс Argus daf Brest закатился ниже украинской котировки. Трейдеры прогнозируют, что в ближайшее время это откроет дорогу для ресурсов из Восточной Европы, которые сыграли немаловажную роль в снабжении западных регионов Украины, а летом достреливали до центральных областей.
Но самый громкий гудок прозвучал для SNEL. Эксклюзивного контрагент “Роснефти” в Украине отработал октябрь по газу на нулевом показателе. Бесперспективность предложений SNEL с премией к Argus daf Brest очевидна, ведь большую часть октября и ноября польская котировка была выше украинского индекса. А дисконт в SNEL не рассматривается: по разным оценкам их входная цена от “Роснефти” колеблется в диапазоне от небольшого минуса к Argus daf Brest к минимальному плюсу.
Теперь, когда ценообразующий польский индекс закатился ниже цены в Украине, другое дело. По данным enkorr, SNEL оформила в МЭРТ спецразрешение на импорт 20 тыс. т СУГ “Роснефти”. Расписана ли эта “двадцатка” или ее еще предстоит продать неизвестно, однако появление такого объема явно окажет давление на внутреннюю цену.
Волна снижения прокатилась и на море, хотя и не в таком значимом для Украины. Ценообразующая в Средиземноморском регионе компания Sonatrach снизила стоимость своих ресурсов на декабрь на $100/т. По оценке коммерческого директора “Ультрамарин Трейдинга” Юрия Кузьмина, на первую половину месяца компания законтрактовала три судна. “Пока неясно, будет ли экономическая возможность для поставок во второй половине декабря. Не исключено, что с наступлением холодов в Польше снова вырастут цены на газ и тогда арбитражное окно сохранится”, – считает Кузьмин.
Избежать завала. К концу года факторов, толкающих цену вниз, накопилось достаточно. Новый подвид вируса не дает отскочить нефтяным ценам обратно к $85, а в странах-потребителях автогаза уже началось серьезное сезонное снижение.
По мнению С. Батраченко, рынок автогаза в Украине входит в мертвый сезон, а спрос на газ для сушки зерна также подошел к концу. “Как результат мы видим снижение цены до $560-580/т на границе к концу месяца”, – считает глава газового направления “Надежды”, уточняя, что прогноз актуален при отсутствии форс-мажоров.
С ним согласен руководитель отдела снабжения одной из крупнейших сетей. “Цены в регионе были сильно завышены. Сейчас ресурса на рынке будет еще больше, цены на нефть, похоже, будут и дальше толкать вниз, так и $600 уже не за горами, а дальше может быть и ниже”, – отметил трейдер.
Реализация прогнозов трейдеров означает падение цен в рознице до 15,7-16 грн./л. Насколько быстрыми могут быть темпы снижения с нынешних пиковых отметок?
С одной стороны, на рынке сохраняются запасы дорогого газа. Причем часть объемов приобретенного по рекордным ценам еще в пути. Суммарный переходящий остаток не такой, как был в начале года, однако не считаться с ним точно нельзя. Кроме того, в длинных контрактах, на которых строится костяк снабжения рынка, стоимость определяется среднемесячной ценой на границе, поэтому снижение цены в опте будет плавным.
Также стоит отметить, что на рынке стало меньше случайных игроков. С взлетом стоимости энергоресурсов заметно выросла необходимость в крупных оборотных средствах для трейдинга. Вместе с усложнением доступа к ресурсу она отпугнула мелких трейдеров, которым некуда было инвестировать свои деньги кроме как в закупку одной-двух машин в Беларуси или на приграничных ГНС в РФ. Оставшиеся на рынке системные игроки не будут торопиться прощаться с дорогими запасами и снижать цену в опте.
С другой стороны, ненормальная конкуренция в рознице может ускорить скорости падения цен до космических. В таких ситуациях сети-дикаунтеры обычно задействуют все доступные возможности, чтобы обвалить цену до минимума. Сейчас это желание может быть особенно острым, поскольку разрыв на стеле с “брэндами” в ноябре сократился до минимума и по всем индикаторами продажи у дискаунтеров ощутимо просели.
Спокойное прохождение тревожного ноября в очередной раз продемонстрировало умение украинского рынка организовывать снабжение в неоднородных условиях. Растущая адаптивность, тем не менее, оставляет два слабых места. Во-первых, газ для Украины всегда дороже, чем для остальных. Даже такой неповоротливый слон как ТШО нашел методы повысить свои заработки. Во-вторых, большинство источников прямо или косвенно остается в сфере влияния недружественного соседа. Политическая ситуация не дает уверенности в поставках из Беларуси, а вероятное ограничение казахского транзита получает все более конкретные очертания. На фоне политического обострения можно даже не сомневаться, что для дестабилизации может быть задействован самый широкий спектр инструментов. Единственное, что успокаивает, – возможность населения и промышленности сравнительно безболезненно заместить пропан-бутан другим топливом. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)